0
2121
Газета Культура Интернет-версия

22.01.2004 00:00:00

Аркадий Шилклопер: "Пицца "Моцарт" - это кошмар!"

Татьяна Давыдова

Об авторе: Татьяна Давыдова - музыкальный критик.

Тэги: шилклопер, джаз


шилклопер, джаз Аркадий Шилклопер уверен: с Моцартом его связывает многое.
Фото ИТАР-ТАСС

- Аркадий, почему вы, успешный академический валторнист, ушли в джаз?

- Через джаз я обрел ощущение солиста. Я никогда не был солистом - в оркестре Большого театра играл четвертую валторну, в филармонии был регулятором второй-четвертой. Разве что, будучи в Большом театре, играл в брасс-квинтете Вячеслава Прокопова. В джазе я почувствовал себя свободнее.

- Тогда чем отличается джазовый музыкант, играющий классику, от академиста, играющего джаз? Ведь они оба не в своей тарелке.

- В идеале джазмен, если играет классику, вкладывает в нее очень сильное собственное "Я". А поскольку джазовый музыкант-импровизатор обычно еще и композитор, он чувствует то или иное музыкальное произведение как свое. Если человек импровизирует, то рано или поздно он начнет заниматься композицией. Так было и со мной, и с другими джазовыми музыкантами. Естественно, как композитор я любое произведение прочитываю, выстраиваю некие структуры и параллели, которые есть в концерте Моцарта, Штиха-Пунто, Штрауса┘ Любое музыкальное явление развивается, и джаз, молодое искусство, не мог пройти мимо традиции - европейской академической музыки. Так и было в 1950-е годы, когда валторнист Гюнтер Шуллер, например, приблизился в джазе к академической музыке, и когда появилось "третье течение", где элементы классики и джаза сочетались. До сих пор это явление недостаточно образовалось и сформировалось, но попытки ведутся невероятные, вы себе даже не представляете! Вот даже Образцовой, Денису Мацуеву, Николаю Петрову захотелось в джаз. На Западе давно уже соединяют Монтсеррат Кабалье с джазовыми и роковыми музыкантами, и у нас Алексей Козлов, Даниил Крамер делают то же самое┘

- Говорят, вы перебрались в США?

- Я никогда в жизни не поехал бы в Штаты, не люблю эту страну, несмотря на то что джаз вышел оттуда. С осени я живу в Германии.

- А вы будете официально прикреплены к какой-либо творческой организации Германии?

- В этом нет необходимости. У меня есть несколько менеджеров в Германии и Австрии, так что без дела я не останусь. Быть в Ассоциации джазовых музыкантов тоже незачем. Номинально она существует, но это бюрократическая организация, в которой люди занимаются фестивалями, взносами, и им не так важна музыкальная сторона. Мне интереснее общаться с музыкантами, причем разных народов. И если я вижу, что общее у нас есть с кем-то, будь он из Туниса, Камеруна, Америки, Молдавии, Бразилии, я кайфую, потому что они дают мне совершенно новый опыт, который я вряд ли смогу получить здесь. В Европе можно найти кого угодно, даже черта лысого. В Кельне, например, живет огромное количество представителей самых разных народностей. Я познакомился с индийским барабанщиком и потрясающим тубистом, и уже договорились 21 февраля сыграть концерт. Есть у меня желание вывезти и кое-каких российских музыкантов, но пока это все довольно сложно: дорожные издержки, гонорары маленькие┘ Если с классикой в Германии сейчас все более или менее, то джазовых клубов и фестивалей становится все меньше, бюджет сокращается, и все сложнее работать даже хорошим, известным музыкантам. Приходится играть с разными составами и искать другие формы существования. У меня, к счастью, пока тут проблем нет. Единственная проблема - совершенно нет времени заняться композицией, а я хотел бы уделять этому больше внимания. У меня много задумок, я сделал аранжировки для струнного оркестра, для биг-бенда и хотел бы двигаться в этом направлении дальше. Я ведь не профессиональный аранжировщик, делаю это, как чувствую, а чувствую я, как умею. Музыканты полагают, что в этом есть нечто оригинальное, а мне кажется, что в этом мое будущее.

- Почему вы все же играете классику?

- Это дисциплинирует, что для джазового музыканта очень важно. Дисциплинирует в плане отношения к звуку, фразировки, дыхания, тембра, динамики. Этими терминами в джазе, как правило, не оперируют, к сожалению.

- Что еще связывает вас с Моцартом?

- Удивительно, но в январе в Зальцбурге у меня презентация нового альбома, который записан в Зальцбурге же с моим джазовым квартетом. Это ансамбль, который ищет то самое "третье течение", о котором я говорил, баланс между композицией и импровизацией. Мы назвали его "Компровизация".

- Как вы относитесь к тому, что из Моцарта сделали попсовый фетиш - везде конфеты "Моцарт", рестораны "Моцарт", гостиницы?

- В Швеции я как-то увидел джазовое кафе, где подавали свиную котлету "Луи Армстронг" и овощное рагу "Элла Фицджералд". Просто жуть. Не люблю идолопоклонства, а на таком уровне тем более. Моцарт - известное имя, и, конечно же, этим именем пользуются. Будь я так же известен, как Моцарт, меня бы тоже использовали, разве что у меня фамилия "удачная" в этом смысле. Есть люди, которые относятся к подобным явлениям зло: "Как такое может быть? Пицца "Моцарт"!" А некоторые относятся легко: "А что в этом такого? Пусть будет". Глядишь, молодой хиппи, откушав пиццы "Моцарт", придет в концертный зал послушать, что же такого этот Моцарт писал, кроме мелодий в мобильнике. В Европе, если есть возможность на чем-то заработать, эту возможность обязательно используют. Поэтому Зальцбург сделал фестиваль, самый богатый в Европе по бюджету и с заоблачно дорогими билетами. Туда приезжают лучшие музыканты мира. Естественно, все знают, что был гений, который родился в Зальцбурге, значит, туда надо ехать, именно там его слушать, подышать воздухом Моцарта, остановиться в гостинице "Вольфганг Амадей" и покушать конфеты "Моцарткугельн". В общем, смотря с какой стороны посмотреть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
634
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
760
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
712
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
714

Другие новости