0
2068
Газета Культура Интернет-версия

15.01.2004 00:00:00

Босые пятки против коммунизма

Тэги: якобсон, хореография, биография, юбилей


якобсон, хореография, биография, юбилей Леонид Якобсон.
Фото из фондов Музея академии усского балета имени А.Я.Вагановой

Живи Леонид Якобсон (1904-1975) не в СССР в эпоху идеологически выдержанного искусства, а в ином месте в иное время - столетие со дня его рождения отмечали бы не только профессионалы и продвинутая публика. Но Якобсон творил в такую эпоху, что в энциклопедиях к его профессии "хореограф" добавляют прилагательное "советский". Живя при железном занавесе, он так и остался малоизвестен в мире, хотя значение Якобсона в истории балета не меньше, чем Петипа или Баланчина.

Всю жизнь Якобсон пробивал свои балеты. Ходил на приемы к начальникам, писал, умолял, грозил, упрашивал... Чудом Якобсону разрешили создать собственный коллектив - "Хореографические миниатюры". Власти его не любили и всегда подозревали в смертном грехе формализма. А Якобсон всего лишь "наивно" считал, что театр - такое искусство, где творческая задача каждый раз должна иметь заново рождающуюся форму. Он не знал, что сочиняли на Западе, но делал то же, за что в Европе и Америке превозносили, а в СССР травили. Врагом поневоле его сделала советская идеология, решившая, что танец на пуантах - это хорошая и классово близкая условность, а танец босиком - условность плохая, вредная для строительства коммунизма.

Биография Якобсона - пример того, как власть по глупости сама копала себе историческую могилу. Практически каждый балет Якобсона перманентно травили, соревнуясь в цветистой демагогии. Номер "В порту" по Мопассану заклевали на основании "Зачем советским людям показывать проституток?". Балет "Двенадцать" (по Блоку) запрещали 4 раза. Миниатюры по скульптурам Родена отменяли: они разлагают молодежь. Трико телесного цвета приказали сменить на платье - так целомудреннее. Обвинения в эротике - общее место нападок на Якобсона. Хореограф и в самом деле разбавлял горячей телесной энергетикой пресное болото так называемой "советской современной хореографии". (Не случайно Игорь Кон в недавно вышедшей книге про мужское тело в культуре специально отмечает Якобсона и его роденовский цикл, где царило "обнаженное и страстное тело".) При запретах ссылались на мнение народа: мол, советская публика не поймет и не простит. Как впоследствии иронически писала вдова балетмейстера Ирина Якобсон, "советская публика простила и с удовольствием смотрела спектакль".

С ним любили работать хорошие артисты, уставшие от однообразного классического репертуара. После многих лет работы в Кировском театре к нему на семидесятирублевую ставку ушла Алла Осипенко - народная артистка, прима-балерина. Когда очередной номер хореографа "Нимфа и минотавр" был запрещен, Осипенко с Якобсоном пробивали разрешение на показ через председателя Ленгорисполкома. Тот был поражен, что просители не просят личных благ - ни квартиры, ни машины, а всего лишь позволения исполнить какой-то балет. От изумления разрешил, а в конце аудиенции спросил: "Вам точно не нужно квартиру?"

Майя Плисецкая, которая исполнила роль Фригии в якобсоновском "Спартаке", вспоминала, как хореограф заставлял ее по сотне раз повторять каждое движение: "Танцевать в римских сандалиях, ставить ноги прямо, не выворачивая носки наружу и танцевать на носках, хотя нас всегда учили разворачивать ноги и не вставать на носки. Якобсон ставил каждое движение вплоть до отдельных нот, так что за минуту приходилось делать около пятидесяти па. Твои ноги делают одно, руки другое, голова - что-то совсем другое, но все это связано общим стилем". Когда Якобсон загорелся идеей поставить балет "Клоп" по Маяковскому на музыку Шостаковича, композитор разрешил Якобсону любые эксперименты с музыкой! Хореограф вставил в партитуру старинные романсы и даже еврейскую песню "Хава нагила", что окончательно вывело из себя чиновников. На их совести еще и утраченный якобсоновский балет на Девятую симфонию Шостаковича, запрещенный перед премьерой.

В жизни Леонид Вениаминович любил бахвалиться, а на упреки в нескромности ("и так все знают, что в Кировском театре вы самый талантливый и блестящий") отвечал: "В том-то и дело, что никто этого не только не говорит, но даже не знает". Публично называл хореографию Петипа "гадостью" и "дребеденью". Наталья Макарова, много работавшая с Якобсоном, вспоминает, как он "доводил всех до бешенства, утверждая, что декорации к его спектаклям могут создать только Дали или Шагал и что советские художники никуда не годятся". В общении Якобсон был малокоммуникабельным человеком, мог нахамить, мог даже ударить. Известна история с Арамом Хачатуряном. Ему не понравился якобсоновский "Спартак" - возможно, потому, что партитура была сильно сокращена после долгого сопротивления Хачатуряна. Дошло до драки, правда, случайной. Соавторы, балетмейстер и композитор, шли по Невскому и спорили. Хачатурян жестикулировал и случайно задел Якобсона по лицу. Тот подумал, что нарочно, и дал сдачи. Жена Якобсона безуспешно разнимала дерущихся творцов...

Он был страшно принципиальным во всем, что касалось творчества. Мог собственную жену-танцовщицу поставить во второй состав, а хорошую балерину - в первый. Когда было нужно для балета, проявлял чудеса - например, добился, чтобы группу артистов пустили в подвалы Эрмитажа, посмотреть засекреченный от народа трофейный Пергамский алтарь, который Советский Союз тогда еще не отдал ГДР...

В прошлом году бывшая труппа Якобсона восстановила некоторые его работы. Успех был потрясающий. Второстепенная компания сразу попала в номинанты "Золотой маски". В начале двадцать первого века танец Якобсона оказался удивительно свежим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
531
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2256
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1484
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1111

Другие новости