Берясь за Чайльд Гарольда, Башмет сильно рисковал.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
- Юрий Абрамович, почему вы выбрали для предновогоднего концерта в БЗК тему, связанную с Чайльд Гарольдом?
═
- Я не выбирал тему. Просто так все сошлось: фантастическая симфония Берлиоза "Гарольд в Италии", "Гарольд в России" Александра Чайковского и "Снова Гарольд" Олега Фельзера, моя любовь к романтизму и Новый год - по-моему, все это очень созвучно. И мистический герой... Идея сыграть в один вечер всех Гарольдов зрела много лет. В свое время Альфред Шнитке посоветовал мне обратить внимание на произведение Олега Фельзера "Снова Гарольд". Шнитке был человеком объективным, умным, бескомпромиссным и с потрясающим юмором. Но прошло много лет, пока я нашел ноты этого произведения и встретился с композитором. Меня вообще интересует, как одна и та же тема волнует людей в разные времена. Мне интересно, как через несколько веков человечество будет трактовать такие шедевры, как "Король Лир" или "Ромео и Джульетта". Потому что сейчас происходят всякие ужасы: в Дрездене недавно была премьера оперы "Дон Джованни" Моцарта, новая постановка. Там в финале Дону Джованни отрезают член и выбрасывают его в зал. И все почему-то ездят по сцене на мотоциклах. Конечно, народ с ума сходит. Но я думаю, что это время пройдет, и опять появится что-то настоящее. Современные "Гарольды" Чайковского и Фельзера показывают, что, несмотря на грязь, человек все равно обращается и к мелодике, и к лирике.
═
- "Гарольд в Италии" у нас звучит довольно редко.
═
- У этого произведения очень сложная партитура: сразу становятся заметны все недостатки оркестра. За этого "Гарольда" берутся немногие оркестры: непонятно, как его играть, нужно обязательно рисковать, а риск может привести к тому, что оркестр просто разойдется. Но в связи с тем, что закончился первый год моей работы с этим оркестром, хотелось поднять планку на предельную высоту и взять ее. Оркестр показал себя с лучшей стороны.
═
- Когда вы впервые исполнили в "Гарольде в Италии" партию альта?
═
- Совсем молодым. Когда я впервые играл ее, я старался добиться того, чтобы меня было все время слышно. Потому что альт в этом произведении в принципе плохо слышно. В каждой части он играет все меньше и меньше. В финале альта вообще нет. Только звучит последняя фраза, как голос откуда-то с того света.
"Гарольд в Италии" совсем не похож на другие программные произведения. В них всегда можно понять, в какой момент умирают герои. Например, в "Дон Кихоте" Рихарда Штрауса есть знаменитое глиссандо: услышав его, сразу понимаешь, что голова Дон Кихота упала на подушку, и он умер. Его история окончилась. В музыке есть тема смерти, ухода. В "Гарольде" нет точного момента смерти, нет никакой трагедии. Только один удар, говорящий о том, что все кончено - героя нет. Но на него можно не обратить внимания. Вот это решение романтика! Насколько я понимаю, Гарольд - это образ, который переходит какой-то рубеж, после чего не важно, жив он или умер. Он как будто растворяется в каком-то океане.
═
- Что для вас романтизм?
═
- Для меня это все. Я - романтик и так воспринимаю жизнь.