О пожаре в мастерских Мариинского театра благодаря стараниям маэстро Гергиева знают сегодня во всем мире, о реконструкции Большого театра - чуть меньшее, наверное, число людей, но все равно немало. О реконструкции крупнейшего во всей Евразии театра - Новосибирского академического театра оперы и балета - известно единицам. Между тем в октябре подписано распоряжение председателя правительства Михаила Касьянова о выделении на реставрационные работы 950 млн. руб., которые театр получит от Минэкономики, Минкульта и администрации области в течение 2004-2005 годов. В нынешнем году театр получил 150 миллионов - сумма, сопоставимая с теми расходами, которые правительство выделяет на ремонт Российской государственной библиотеки. Реставрация Новосибирской оперы включена в список важнейших мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 гг.)".
Закрываться на реконструкцию теперь немодно, и нынешний директор театра - один из самых знаменитых театральных директоров России - Борис Мездрич надеется, что и тут удастся "выкрутиться". Склады декораций (в Новосибирском театре они даже превосходят всю внутреннюю территорию Большого) скорее всего, на время придется переселить, а вот сам театр продолжает работать, как обычно. Недавно, например, вышла премьера балета на музыку Стравинского, который поставила Алла Сигалова. О художественных достижениях появится возможность судить в марте, когда на "Золотую маску" в Москву приедет опера Шнитке "Жизнь с идиотом", премьера прошлого сезона.
А в декабре в Новосибирске можно было посмотреть на одну из "промежуточных побед" реставраторов: в день, когда в городе зажигали праздничную иллюминацию, в театре была завершена установка нового архитектурного освещения, которое сначала опробовали, после чего готовность была принята соответствующей комиссией, а на следующей день - в присутствии высокопоставленных гостей и многочисленных журналистов - состоялось торжественное включение архитектурно-декоративной подсветки. Пока театр осветили не до самого верха, поскольку купол - едва ли не главная архитектурная достопримечательность здания - находится в "полуразобранном", то есть неотремонтированном виде, но, уверяют в театре, придет и его черед. В конце концов не зря реконструкцией занимается специально для этих целей созданный благотворительный фонд, в правление которого входит зампред представителя президента в Сибирском округе и олимпийский чемпион Александр Карелин и ФГУ "Учреждение по реконструкции объектов культуры Новосибирской области федерального значения".
Но история реконструкции театра, эта масштабная стройка, начавшаяся около полутора лет назад, пожалуй, может дать пищу для размышлений о том, что можно и чего нельзя сделать с памятником.
Новосибирский академический театр оперы и балета - не только самое большое театральное здание в Евразии, но еще и памятник архитектуры федерального значения. Он открылся 12 мая 1945 года (поэтому и окончание ремонтных работ планируют завершить к маю 2005 года, и Российский оргкомитет "Победа" включил празднование 60-летнего юбилея театра 12 мая 2005 года в перечень мероприятий по проведению празднования юбилея Победы в Великой Отечественной войне), а идея сооружения "большого театра Сибири" возникла еще в 1925 г.
В 1929 г. решили, что театр станет частью большого Дома науки и культуры, куда кроме театрального зала войдут научно-исследовательский институт с лабораториями, краевой музей производительных сил Сибири и картинная галерея. Его авторы - М.Курилко и Т.Барт, проект которых выиграл конкурс в 1930 г.
В основу замысла была положена идея театра с трансформирующимися элементами внутреннего пространства. Места для зрителей с помощью специальных устройств можно было перемещать по залу. Под партером задумывался резервуар для бассейна, который позволял бы постановку водных пантомим. Купол - "остатки" еще одного замысла, по которому зал мог использоваться еще и как планетарий.
Упрощали проект в московской мастерской академика А.Щусева, и этот последний вариант получил Гран-при на Всемирной архитектурной выставке в Париже в 1937 году.
Можно многое рассказать уже не об архитектуре, а об истории: в годы войны в построенном, но так и не открытом здании театра приютили коллекции Третьяковской галереи, а также ГМИИ имени Пушкина, музеев Ленинграда, Смоленска, Горького, музеев-дворцов городов Пушкина и Павловска, ценности украинских музеев, однако же масштабы этого циклопического сооружения позволили по соседству наладить производство гранат и минометов. В минувшем ноябре в театре отметили 60-летний юбилей исполнения "Блокадной" симфонии Шостаковича, которой Мравинский дирижировал на недостроенной сцене театра...
С какой стороны подступиться к такому дому? Вообще: как реставрировать памятник и что в нем является предметом сохранения? Стены? Скульптуры, украшающие большой зал? Росписи на стенах, по которым можно, например, судить, что интерьеры зрительского фойе были готовы уже в 40-м году? Вопросы, которые приходится решать и тем, кто работает сегодня над реконструкцией НГАТОиБ, и тем, кто приступает как раз в эти дни в Москве к реставрации Государственной консерватории имени Чайковского. И в Большом, и в Мариинском.
Порой эти вопросы ставят в тупик. В частности, в Новосибирском театре оперы и балета решили наконец, воспользовавшись большим ремонтом, построить лифты. С одной стороны, этого требуют нынешние стандарты, с другой стороны, лифты были запланированы в проекте здания. Но построены они не были, и теперь установить лифты в проеме лестниц запрещают органы контроля за сохранением памятников.