Один из лучших залов мира – Большой зал консерватории – скоро могут закрыть.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Открытие сорокового фестиваля искусств "Русская зима" началось с небольшого скандала. Посетителей консерватории, пришедших в Большой зал 20 и 21 декабря, встретило сообщение о временном закрытии обоих балконов и нескольких рядов первого амфитеатра. И хотя свободных мест на концертах было достаточно, меломаны остались недовольны: речь шла об абонементных программах, а абонементы удобны тем, что закрепляют за слушателем конкретное место в зале на весь цикл. Первый амфитеатр Большого зала многие считают оптимальной точкой с точки зрения акустики - именно за это платили держатели абонементов. Теперь они требуют от руководства консерватории материальной компенсации за невыполнение обязательств.
Продажа билетов в Большой зал временно сокращена на 205 мест. Любопытно, как выйдет из положения администрация зала: большинство абонементов распродано в начале сезона. Не все они равноценны, однако программы такого коллектива, как, например, БСО Владимира Федосеева, удивительным образом сочетают высокий уровень и доступные цены на билеты. И если обычно приходится наблюдать за тем, как безбилетников прогоняют с самовольно занятых мест, то в ближайшее время мы не раз увидим, как в одно и то же кресло билетеры попытаются усадить двух (или более) слушателей. Не менее интересен вопрос о том, что в данной ситуации предпримет Министерство культуры: балкон закрыт по приказу Михаила Швыдкого. Возглавляемое им ведомство не скрывает того, что в бюджете на 2004 год ремонт Большого зала консерватории не предусмотрен.
Между тем происшедшее менее всего можно назвать сюрпризом. Примечательно, что прошлогодний пожар в консерватории случился также в середине декабря. Тогда помощь Малому залу обещали и Минкульт, и правительство Москвы, а Владимир Ресин обещал предоставить в распоряжение музыкантов и слушателей Московский дом музыки на Павелецкой. Однако на данный момент эта площадка, в высшей степени "живущая своей жизнью", не может конкурировать ни с одним из залов на Никитской. Акустика в Доме музыки по-прежнему оставляет желать лучшего (лишний раз об этом напомнил гала-концерт спиваковского фестиваля с участием Джесси Норман), многие из концертов в зале на Павелецкой проходят практически без информационной поддержки, в результате чего слушатели предпочитают проторенную дорогу к памятнику Петра Ильича.
О ремонте консерватории говорят уже давно; при худшем варианте развития событий вскоре окажется перекрыт не только первый амфитеатр. Пример Российской государственной библиотеки показывает, что капитальный ремонт объекта подобного масштаба может оказаться бесконечным. Впрочем, на данный момент продажа билетов в Большой зал ограничена лишь до конца декабря. Будем надеяться на то, что запланированные концерты этого насыщенного сезона состоятся согласно расписанию, а средства на ремонт все же найдутся. Если этого не произойдет, один из лучших залов мира закроется явочным порядком. И уже надолго.