Из имен всех правителей, царствовавших на Руси во все времена, французы наилучшим образом усвоили три: Иван Грозный, Петр Великий и Сталин. В свою очередь, Юрий Григорович, выпускник балетной школы, из стен которой вышли Барышников и Нуреев, главное действующее лицо Большого театра в течение более тридцати лет, в музыкальных кругах Запада остается непререкаемым авторитетом. Так что "Иван Грозный" не полная "terra incognitа" для француза. Во Франции всегда любили развивать мифологические и сказочные сюжеты.
"Иван Грозный" будет идти и в новогоднюю ночь. Поскольку французы 31 декабря не сидят дома, а выходят "в свет", такое место спектакля в театральном графике кое о чем говорит. Тем более что на рождественские каникулы дирекция припасает особо зрелищные спектакли (как, например, "Баядерка" в постановке Нуреева), чтобы обязательно были красочные декорации и экзотические костюмы. Публика идет на феерическое действо, соответствующее праздничному настроению. С этой позиции "Иван Грозный" оказывается кстати. Древнерусская старина, воссозданная в декорациях Симона Вирсаладзе, с ее башенками, церквями и колоколами, хоругвями и, конечно, иконой (особо выделяемой из всего русского живописного наследия), способна поразить избалованное европейское воображение. Григорович муштровал французский кордебалет и по части характерного танца, всяческих земных поклонов и широкого крестного знамения. Зритель увидел хореографическую эпопею, в которой боярский бархат, отливающий золотом, и татарские шапки, отороченные мехом, оттенялись нарядом северной принцессы, почти что Снежной королевы, сотканным из паутины белых кружев и сверкающего хрусталя. Звезда среди звезд Николя Ле Риш (Иван) на фоне красной дорожки выглядел черным демоном, скрывающим свое нутро под царскими одеждами. Он властным и эффектным жестом запустил в толпу бояр посох, который воткнулся в середину сцены. Вот что значит деспот.
На протяжении прошлого века Франция рукоплескала сначала труппе Дягилева, позже советскому балету. В преддверии январских гастролей Большого театра на сцене парижской Гранд-опера "Иван Грозный" выступает как своеобразный камертон, настраивая публику на русский лад.
Париж