В Галерее XL проходит выставка Елены Елагиной и Игоря Макаревича с загадочным названием "Паган". Фотоколлажи и инсталляции, главным героем которых стал мухомор, способны увести зрителя неверной дорогой в осмыслении увиденного. По неграмотности своей люди могут подумать, что "Паган" это от слова "поганка". Не тут-то было, поганка пишется через "о", и дело не только в этом. "Паган", как напоминают художники, ссылаясь на Советский энциклопедический словарь, это первое государство бирманцев в XI-XIII веках и одноименный город в Бирме на реке Ирварди, основанный в 850 году и ставший буддийским религиозным центром. Город известен многочисленными культовыми сооружениями.
Художники обращаются к грибам как к важному компоненту многих древних религий и верований. Для достижения измененных состояний сознания с незапамятных времен люди использовали галлюциногенные грибы Amantia muscaria или попросту - мухоморы.
Красивый гриб с красной шляпкой и белыми точками вызывает отравление, галлюцинации и привыкание. Примерно таких же результатов зачастую достигают государственные перевороты, войны и революции. Веселое "пособие для грибников" это еще и урок истории и географии, он рассказывает о взаимоотношениях человека и природы, о всепоглощающей индустриализации, о том, как эти самые грибы соотносятся с городским пейзажем.
Фотография деревянной усадьбы в паспарту, украшенном изображением древесных грибов, выглядит очень естественно. А вот мухоморы, окаймленные музейными интерьерами, - это уже что-то необычное. Некоторые станции метро со сферическими крышами один в один повторяют контуры грибов, и наросли они по всему городу как грибы. Все растет: грибы, метро, памятники. Все меняется. Башня Татлина многократно проросла из шляпы мухомора, всюду пустил свои корни научно-технический прогресс, а рядом белые крапинки на шляпке гриба, сделанные из ракушек и скальных окаменелостей. Такая связь времен доисторического периода и наших дней. Это уже инсталляция, кстати, очень красивая, сделанная из папье-маше. Всего инсталляций три, и в каждой свой особенный мухомор. Невероятно хорош гриб на ножке в виде античной колонны с капителью, из его шляпы высится все та же несгибаемая Башня Татлина. Колонны рушатся, башни стареют, и только мухоморам хоть бы что.
Шляпы некоторых грибов напоминают срез дерева с кольцами, по которым считают возраст. Так что, глядя на грибы, невольно думаешь о времени и о том, что нет ничего более постоянного, чем временное.
Они несъедобные, зато выглядят нарядно и оптимистично. Их даже хочется потрогать, случай небывалый. А если заглянуть под шляпку, то там виден кусочек газеты и застывшая пена для окон.