Политический Манеж.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Фарид Богдалов - бывшая звезда дзюдо. Человек "поколения дворников и сторожей". Известным художником Фарид Богдалов проснулся еще в середине 80-х. В 1986-м Богдалов был Колумбом. Он первым открыл знаменитый сквот в Фурманном переулке - свободную зону художественного эксперимента. Год назад Фарид вернулся к старой роли активного организатора и основал "Галерею одной работы" - маленький чистый подвальчик, затерянный в переулках за Воздвиженкой (первой о новой галерее тогда написала "НГ" - см. "НГ" от 28.11.02).
Идея новой работы пришла к Фариду перед прошлым "Арт-Манежем". А во время прогулки по залу он встретил своего старого приятеля, художника Сергея Калинина: "У меня все работы, по сути, - цитаты русской живописи", - рассказывает Сергей. "Был у меня проект "Первые лица", - говорит Фарид. - Мы это слили в одно". Новый совместный проект Багдалова-Калинина - ремейк работы Ильи Репина "Заседание Государственного совета". Один в один. Те же позы и те же костюмы. Размер - 4х9 метров. Только героев в новой картине - больше. 89 персонажей вместо 84 у Репина.
Тема Репина - члены Госсовета - тоже не осталась неизменной. Картина называется "Заседание Федерального собрания", хотя вовсе не все герои будущей картины обязательно члены этого самого собрания. Пока приблизительно готов кусок левого нижнего угла большого полотна: рядом сидят Немцов, Илларионов, Ястржембский, казак, а за их плечами маячит Хакамада.
В Музее Церетели на Петровке уже висит "эскиз" размером 2х4 метра. Но это только цветочки. В Манеже художники заняли два бокса огромными брандмауэрами - 10х10 м каждый. На одном плакате - живописный портрет Путина и фото художника Богдалова с кистью, на другом - Репин с коллегой по профессии. "Был жуткий скандал!" - говорит Фарид. Чиновник в московском правительстве, отвечающий за наружную рекламу, по словам художников, решил перестраховаться. И плакат сняли без официального объяснения причин. "Но мы повесили другой точно такой же - с изображением Репина", - посмеивается Фарид.
Я советую мужикам:
- Надо показать в Манеже портрет Ястржембского. Ему же как раз 50 лет 4 декабря стукнет.
- Не-ет, - говорит Фарид, - Мы - художники не сервильные. Нас и так уже обвиняют, что проект предвыборный.
В январе 2003 года Фарид и Сергей взялись за эскизы. Часть эскизов уже показывали в этом году на ярмарке "Арт-Москва" в ЦДХ. К будущему лету хотят закончить картину. А покажут полностью - в сентябре, когда просохнет несколько слоев лака. Это будет полный триумф монументального постмодернизма. Триумф эпохи бюрократического капитализма.
Да, были люди в наше время... То есть в начале девяностых, когда на художественные ярмарки в Манеже пробивались толпы поклонников изящных искусств. Но время ушло...
Архитектура - основная тема нынешней ярмарки. Но чисто архитектурных проектов фактически нет. Есть зато "Стены и башни" - экспозиция живописи и объектов художников самых разных направлений. Подбор эклектичен: от гиперреалиста Владимира Брайнина до сельского концептуалиста Николая Полисского.
Юрий Аввакумов, "бумажный архитектор", собрал портфолио - по одной работе от 29 участников движения. Основой стенда "Московской студии" на "Арт-Манеже" 2003 года стала подборка, сделанная Аввакумовым 10 лет назад, но посмотреть все равно стоит.
Золотой век прошел. Наступил век железный. Поэтому и огромный портрет Путина на ярмарке уже кажется откровением. На фоне маргинальности оживление монументальной реалистической живописи выглядит почти как чудо.