"Первая коллекция" - с таким названием в центре Киева открылась выставка, которую ждали давно. Не менее десяти лет. Даже странно, что в наши пресыщенные информацией дни могут быть выставки, которых ждут, да еще и так долго. После открытия прошло несколько дней, а толпа зрителей не редеет. Тоже необычно.
В специально перестроенных залах Союза художников представлено современное искусство. Живопись, графика, инсталляции, видеоарт. 50 авторов, от каждого по два-три произведения. Не может не восхищать профессионализм устроителей: удалось собрать именно то, что "прозвучало" раньше, чем тот или иной художник запомнился. Известный искусствовед Соловьев и не менее известный художник Ройтбурд (ныне - директор Галереи Гельмана в Киеве) построили экспозицию, идеально соответствующую задаче выставки - показать будущую коллекцию музея современного искусства. Представлена целая группа художников, которые хорошо известны и давно живут в России: Филатов, Степины, Лейдерман, Литичевский, Кулик. Из художников, отметивших свою принадлежность к современному искусству несколькими годами позже, с выставками которых в 90-е гг. на Украине и появился "контемпорари арт", представлены Голосий, Маков, Ройтбурд, Вышеславский Соломко, Керестей, Ануфриев, Трубина, Цаголов, Савадов, Тистол, Реунов, Рябченко, Сагайдаковский, Степаненко. Среди авторов, заявивших о себе в последнее десятилетие, - Цюпка, Голиброда, Верещак, Зинец┘ Выставка уникальна: впервые многие работы можно было увидеть не в журнальных репродукциях, а "живьем", да и сами работы начала восьмидесятых чудом удалось найти.
И все же повышенное внимание к выставке объясняется не уникальностью отдельных работ и даже не представительностью собранного "кворума". Основная "интрига", основной "нерв" данного мероприятия заключается в том, что выставка является прологом к созданию на Украине по инициативе известного галериста Марата Гельмана частного музея современного искусства Виктора Пинчука. А это уже совсем иной уровень внимания общественности и совсем другое, чем к простой выставке, отношение.
О необходимости современного музея говорят и пишут в Киеве давно. Тем не менее Министерство культуры только пару лет назад включилось в эти обсуждения, предпочитая ранее и вовсе не замечать современного искусства. Некоторые изменения произошли лишь в связи с участием Украины в последнем Венецианском биеннале.
Частные инициативы обычно опережают государственные. Музей не исключение. С середины восьмидесятых художественное объединение "Совиарт" собирало коллекцию модернистского и современного искусства. В 1998 году директор "Совиарта" Виктор Хаматов заявил, что в дальнейшем эта уникальная коллекция продолжает свое развитие в качестве "музея Совиарт". Он стал первым общественным музеем современного искусства Украины. К сожалению, музей до сих пор не имеет помещения, и "Совиарт" лишь иногда организует выставки своего собрания. По-видимому, это обстоятельство и позволило Гельману декларировать название организуемой им выставки - "Первая коллекция". Для подавляющего большинства зрителей это была действительно первая выставка, представляющая становление и развитие современного искусства Украины. Первая по-музейному "научная" выставка. Кроме того, это было первое зримое воплощение "музейной мечты". Будущее собрание можно было увидеть целиком, в "единстве замысла". Однако, несмотря на удивительный успех, выставка остается выставкой, а музей остается проектом. Выставке помогает "музейная мечта". Но воплотится ли она и когда это произойдет?
Перспективы обретения музеем помещения и коллекции пока не обнародованы. Но, присоединясь к мнению зрителей, можно только желать скорейшего превращения этой "музейной" выставки в Музей современного искусства Украины.
Киев