Из года в год Наталия Гутман участвует в концертах памяти Кагана.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Минувшим воскресеньем в Большом зале консерватории стартовал один из самых серьезных музыкальных фестивалей - "Посвящение Олегу Кагану". Ставший традиционным, этот музыкальный форум уже в четвертый раз соберет в российской столице друзей и соратников выдающегося скрипача и предложит меломанам преимущественно камерные, не часто исполняемые сочинения Бетховена, Дворжака, Сметаны, Франка, Вагнера, Бруха, Шостаковича, Шнитке и Пярта в более чем достойном исполнении. Под эгидой Минкульта, филармонии и Тарусского фонда Святослава Рихтера в концертах помимо вдовы музыканта виолончелистки Наталии Гутман примут участие Виктор Третьяков и Юрий Башмет, Элисо Вирсаладзе и Алексей Любимов, Андрес Мустонен и Трио имени Чайковского, а также дети скрипача - Мария и Александр.
Имя Кагана и спустя 13 лет после его ухода объединяет - прежде всего его коллег по сцене, живущих и творящих сегодня в разных странах мира, но, быть может, самое главное - благодарную публику, не забывающую своего кумира. Думается, что это не случайно - Каган был не только великолепным музыкантом, чьей скрипкой восхищались Рихтер и Шнитке, тонким интерпретатором традиционного репертуара и первооткрывателем неведомых музыкальных измерений. Сильное личностное начало, то, что нынче принято называть модным словечком "харизма", влекло к нему многих и многих, делало его центром какого-то особого мира, удивительно прекрасного и бесконечно притягательного.
Концерт-открытие вновь подтвердил незыблемость этих постулатов. Первый зал страны ломился от восторженной публики (количество желающих попасть на концерт было столь велико, что на входе в консерваторию образовалась нешуточная пробка, на время объединившая счастливых обладателей билетов и приглашений и тех, кому оные не достались), а на сцене творилось без тени сомнения подлинное искусство. Заявленный первоначально как монографический (только Бетховен) вечер волей его героинь превратился в соцветие трех совершенно разных стилевых и эмоциональных состояний. Обещанный Бетховен (ля-мажорная соната # 3) получился несколько холодноватым и академичным, хотя при этом ансамблевое равновесие было не всегда совершенным. Однако уже прозвучавший ему вослед Рихард Штраус (фа-мажорная соната # 6) поразил ярким колоритом и разнообразием интонаций, чему, несомненно, во многом способствовала очевидная заинтересованность музыкантов - зал физически ощущал, с каким задором, удовольствием прославленные исполнительницы проживают историю, рассказанную гением немецкого модернизма. На протяжении всего концерта хрупкий женский дуэт Гутман-Вирсаладзе демонстрировал все возрастающую экспрессию, достигшую своего апогея, вышедшую на уровень настоящего откровения в финале 19-й соль-минорной сонаты Рахманинова: здесь случавшиеся порой интонационные неточности и помарки в сложнейших пассажах с лихвой искупались апокалиптичными выбросами энергетики, вознесшими слушающих до метафизических высот. В очередной раз Гутман и Вирсаладзе показали, какова может быть сила воздействия музыки, если у исполнителей в арсенале есть не только техническое совершенство, но и еще что-то за душой.
Столь многообещающее начало делает открывшийся фестиваль поистине событийным даже на фоне осеннего "обвала" на Москву интереснейших исполнителей, коллективов и программ. Будем надеяться, что ангел подлинного вдохновения заглянет на концерты Кагановского фестиваля еще не раз.