Полет валькирии. Героиня Умы Турман летит за новыми жертвами.
Кадр из фильма 'Убить Билла'
В России возвращения Квентина Тарантино из шестилетнего забвения ждут, нетерпеливо потирая ладошки. В России Тарантино почти герой, один из самых популярных зарубежных кинорежиссеров. Впору прослезиться - ведь во всем мире Тарантино уж десять лет как фигура полумифическая. С тех пор как снял "Криминальное чтиво", откуда вышла звездой еще не больно-то известная тогда Ума Турман и восстановил свою чуть было не утраченную творческую потенцию Джон Траволта, превратившись, правда, у Тарантино в гнусного хвостатого гангстеришку без понятий. К тому же в отличие от России Запад и Америка не так уж безоговорочно приняли фиглярничанье кудрявого Квентина. Многие помнят, как, получая в 1995 году на Каннском фестивале "Золотую пальмовую ветвь", Тарантино услышал дружный и огорченный выдох в зале - "Sh-shit!" (в переводе не нуждается).
Потом было участие в фильме "Четыре комнаты", потом "Джеки Браун", которую поспешили назвать окончательным провалом заносчивого Тарантино, и шесть лет молчания. Постепенно его стали сначала робко, потом все более уверенно вычеркивать из списков живущих на Земле удачливых киношников. При этом никто, впрочем, не питал иллюзий: такие люди, как Тарантино, могут надолго замолчать только затем, чтобы потом громко заорать.
Что примерно он и попытался сделать. "Убить Билла" (по-английски здорово звучит, как колокольчик - "KilI Bill", кил-бил, кил-бил, кил-бил) - трехчасовая сага о мести, разделенная пополам. Поэтому то, что выйдет на днях в нашем прокате, называется "Убить Билла. Том I". Следующая часть выйдет через несколько месяцев, причем дележка фильма пополам - ход чисто рекламный. Никакого смыслового "задания" тут нет. Расчет продюсера куда как прост. Во-первых, три часа кровавой молотилки, отрезанных голов, рук, ног, снятых скальпов и пр., то есть бравых похождений бывшей киллерши, вышедшей из комы и отправившейся с мечом наперевес наказывать обидчиков, - все-таки три часа многовато даже для члена общества друзей маркиза де Сада. А полтора часа того же мочилова - совсем даже немного даже для третьеклассницы с белым бантом в косичке. Ровно столько, чтобы подогреть интерес и поддержать его до выхода "второго тома".
Молодая дама с нежной кличкой Невеста, выйдя из комы, вдруг вспоминает собственную свадьбу, из гостей и участников которой в живых осталась она одна. Собрав нехитрые пожитки, не забыв меч, которым она владеет не хуже любого самурая, дама отправляется в Токио на поиски - ну, разумеется, того самого Билла, который и есть главный виновник ее бед. По дороге ей встречается множество людей, из которых мало кто остается в живых, учитывая крутой нрав героини.
Этакое эфирное существо на экране, в жизни Ума Турман имеет протяженность в высоту под 185 см и 42-й размер ноги. Валькирия с лицом, которому больше всего идет быть спрятанным под фатой.
Когда Тарантино спросили, сколько трупов в его фильме, он долго загибал пальцы на руках, ногах. Когда пальцев и прочих оконечностей не хватило, он честно признался, что сосчитать не может. Но посоветовал детям обязательно смотреть его фильм - там хоть и много изуродованных полутел, извергающих из себя гейзеры крови, но кино забавное. На взгляд Тарантино по крайней мере. Действительно, кукольные жестокости на экране забавны и пародийны, а потому, кроме смеха, ничего не вызывают.
...Когда-то Тарантино снял "Криминальное чтиво", насмешливую фантазию, перемешавшую жанры и поставившую с ног на голову драматургические каноны. По части формы это был праздник непослушания. В "Убить Билла" Тарантино развеселился еще больше - и заигрался. Когда нечего сказать, придумываются новые формы. Но злоупотреблять формой опасно. Талантливый датский фантазер Ларс фон Триер, который вообще придумал новую форму кинематографа, обозвав ее "Догмой", быстро понял всю провальность новой формальной идеи, не подкрепленной изнутри идеей мыслительной, нравственной, жизненной. И после "Танцующей в темноте", чисто формального эксперимента, снял картину "Догвилль", революционную снаружи и философскую изнутри.
Благодаря "Криминальному чтиву" Тарантино удостоился неофициального звания культового режиссера. Потом потерял его. Теперь пытается вернуть.
Кил-бил, кил-бил, кил-бил, - звенит колокольчик. Похоже, он звонит по культовому режиссеру Квентину Тарантино.