Трудна участь балетного рецензента. Вот, например, юбилей известного учреждения искусств и по этому случаю - торжественный концерт. Тут сплошные подводные камни. Напишешь не только о достоинствах концерта, а как на самом деле было - испортишь сотрудникам учреждения праздник. Не скажешь правду - стыдно будет смотреть на себя в зеркало. Кто виноват? Что делать? И с чего начать? А начнем-ка с самого начала, с официальной части юбилейного вечера, с министра культуры России Михаила Швыдкого, который вышел на сцену Большого театра и поздравил Московскую академию хореографии от себя лично, от Минкульта и от главного лица государства.
Нет, не так. Самым первым было явление Софьи Головкиной в ложе дирекции. Бывшая директриса хореографического училища (построившая школе новое здание, преобразовавшая балетный техникум в институт, отбросившая школу назад для одних и опора русской хореографии для других) благосклонно смотрела на овацию зрительного зала (вход на концерт по пригласительным билетам академии). Комплиментам министра в адрес "великого учебного заведения мировой культуры" Головкина внимала в охапках цветочных букетов.
Дальнейшие события погрузили театр в атмосферу События. Поздравительные речи отдавали чрезвычайной серьезностью (на лицах выступающих было явственно написано: "упаси бог пошутить в такой момент!"). Благостность кубометрами разливалась по зрительному залу. Швыдкой зачитывал юбилейное послание президента Путина и вручал благодарности Минкульта в виде почетных грамот. Не названный по имени-отчеству "полномочный представитель президента в Центральном округе России Георгий Полтавченко" рассказал публике о том, что она и так прекрасно знает: как широко известны в стране и за ее пределами имена звезд русского балета и как сильны традиции балетной школы, существующей больше двух веков.
А потом был концерт. Ректор академии Марина Леонова аплодировала своим питомцам. Гости, ученики балетных школ Великобритании, Германии, Италии, Японии и Кореи, соревновались в мастерстве с москвичами и парой из питерской Академии имени Вагановой. Лучше всех танцевали подростки из Штутгарта и юная балеринка из Лондона с непроизносимым именем Нутнари Пипитсаксант. Правда, современный номер в исполнении немецких детей вызвал громкий смех их сверстников в зрительном зале: они воспитаны "в традициях" и, видимо, не знакомы с подобной хореографией, а балет воспринимают лишь в виде арабесков и фуэте, отчего искренне воспринимают движения босиком и исполнителей в футболках как забавное недоразумение...
Про танец учеников, еще не ставших артистами, тем более в школьный юбилей, писать надо или хорошо, или ничего. В конце концов еще есть время, чтобы избавиться от недостатков и умножить достоинства. Может быть, через полгода, к госэкзаменам, одна кандидатка в прима-балерины научится прыгать, не выставляя вперед пятку вместо носка, а также улыбаться публике по-человечески, а не как первая леди банановой республики на четвертой инаугурации. А пока отметим настоящее искусство солистов Большого театра, выступивших в честь своей альма-матер. Как хорошо, что выпускница академии 2003 года Анастасия Сташкевич станцевала отрывок из "Щелкунчика" с той же степенью качества, с какой хореограф Вайнонен когда-то сочинил это па-де-де. А знаменитая Нина Ананиашвили в "Дон Кихоте" с блеском показала, что такое настоящий Московский Стиль балета: раскованный и артистичный, броский и ярко театральный. Юбилейный.