Бывший худрук балета Большого, а ныне – худрук Академии ореографии поставил на поток производство принцев и лебедей.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
-Борис Борисович, хоть у вас и праздник, но вопросы будут "рабочие". Балетные таланты, слава богу, в России не переводятся, но есть мнение, что в академии многое пора менять: устарели методика и содержание преподавания, у выпускников стопы (главный инструмент танцовщика) хуже, чем у западных танцовщиков, детей мало учат современному танцу...
- Нам есть что совершенствовать, не спорю. Но не будем изобретать велосипед. Традиции русской балетной педагогики фантастические, наша школа самая сильная, наших преподавателей за границей всегда ждут. Я вам так скажу: а почему западные танцовщики так не прыгают, как русские? И женщины, и мужчины? Они там все зажаты в координации, смотришь на них - и хочется разжать. Значит, за границей есть что-то свое хорошее, а у нас - свое. Я так думаю, что учитель делает ученика, а ученик - учителя. Если у ребенка стопа от природы хорошая, это видно сразу. Когда не идет природа у детей, нет талантливого материала - будь педагог трижды Ваганова, ничего не получится. Современный танец у нас, в академии, преподают, артистам его надо знать. Но классике не зря обучают восемь лет - она самая сложная. А модерн-данс на Западе осваивают за два-три года. Ну нельзя объять все, дети и так очень устают, целый день в школе, маленький организм небеспределен.
Я во Франции разговаривал с премьер-министром, так он говорит: "У нас остались одни современные труппы, надо что-то делать, я сам уже включился в борьбу за классический балет". Потому что катастрофа наступала - кроме Парижской оперы, нигде классику не танцевали. Везде своя специфика. На вопрос "Почему в Большом театре не танцуют Бежара?" я всегда отвечаю встречным вопросом: "А почему в труппе Бежара не танцуют "Баядерку"?"
- Раньше выпускники хореографического училища получали среднее специальное образование. Теперь артисты, если хотят, учатся дальше и получают диплом, в котором написано "Танцовщик с высшим образованием". А зачем?
- Дополнительные знания никому еще не помешали. А как вы думаете, не странно было, когда народный артист СССР писал в анкетах: "Окончил техникум". Какой-нибудь начальник анкету читал, и в разговоре наступала красноречивая пауза, на тебя глядели с недоумением: это что такое?
- Не так давно по телевидению прошел сериал о некоей балетной школе. Там все дамы-педагоги - стервы, орущие на детей, а будущие балерины - истерички со склонностью к садомазохизму: ради успехов в профессии и карьере они пойдут на все. Такое сложилось расхожее мнение о балетных школах.
- Все это надумано отчасти. На моем веку встречались и мягкие педагоги, и те, кто бросался скамейками и табуретками. Мой метод преподавания - добрый, а бывает, подойдешь к двери класса, и слышен крик. Ничего не поделаешь, каков характер, таков подход. Все люди разные. А вообще-то представления об артисте балета всегда утрированы. Нас часто спрашивают: у вас диета, кушать нельзя? Сложилось такое мнение, и это может попасть в кино: "Ты, Машенька, не ешь целый день, бедная ты, бедная". А балетные актеры еще как едят, и на ночь тоже, особенно после спектакля кушать хочется - ведь режим дня сдвинут.
- Но есть же документальный фильм про урок Людмилы Сахаровой, известного педагога из Перми: что она говорит и в каких децибелах - ужас какой-то! У ученицы на глазах слезы, губы дрожат, постоянный невроз, но балерина из нее получилась хорошая. И что, цель оправдывает средства?
- Это метод Сахаровой. Я при ней видел плачущую Надежду Павлову... Я не сторонник этого. У нас в академии таких педагогов нет.
- В прошлые годы среди сильных мира сего модно было отдавать в балет своих отпрысков. То внучка Фурцевой училась, то наследница семьи Горбачева... А как с этим сейчас?
- Ситуация сдвинулась в лучшую сторону. Телефонное право не процветает. Дети новых бизнесменов есть, конечно, но мы стараемся брать способных к балету.
- Почему звезды российского балета не преподают в Академии?
- Я говорил со многими из них. Не хотят. А за руку никого не возьмешь и не введешь в школу. Нервная работа, неблагодарная, копаться надо каждый день, огромное терпение иметь, долбить в одну точку, как дятел. Этим надо жить, надо гореть, педагогика - тоже творчество. Гораздо легче после театра пойти домой. Наши премьеры сегодня материально обеспечены, а в школе зарплата не очень, хотя мы все время стараемся ее увеличивать. На каком-то этапе произошло обесценивание преподавания. А ведь раньше было наоборот. Помню, в моей молодости театральные корифеи, закончив репетиции, гордо говорили: "Я пошел, у меня урок в школе". Для них это звучало очень весомо - иметь класс в училище, они работали за копейки, но интерес был.
- Сегодня конкурс в академию только среди девочек, а с набором мальчиков серьезные проблемы...
- У девочек конкурс очень большой, а мальчиков - да, к сожалению, мало: в прошлом году было на 20 мест 18 заявлений. Приходится делать доборы. Теперь дверь для приема в академию открыта круглый год. Если надо - быстро собирается комиссия, смотрит. При советской власти педагоги ездили по стране и отбирали способных детей вплоть до отдаленных сел. Теперь так не делают. В нашей прежней жизни было много хорошего, и жалко, что упустили. Стоит к этому вернуться - по школам пройтись, самим поискать детей, пойти в массы. Не всегда надо ждать их прихода.
Родители не хотят отдавать мальчиков в балет: время поменялось, престижность нашей профессии уже не та. Раньше артисты балета были у всех на виду, ездили за границу, когда никто не мог поехать. Теперь исключительность исчезла.