Владимир Потанин,как и многие другие олигархи, с напряжением всматривается в свое будущее.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
С легкой руки первого президента России Бориса Ельцина день 7 ноября, годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, стал зваться Днем примирения и согласия. Ну что ж, раз так решили, значит, так тому и быть. Для большинства главное, что 7 ноября остался выходным днем. Что можно делать в выходной день поздней осенью, когда за окном то косой серый дождь, то мокрый снег, превращающийся в серую кашу под ногами? Конечно же, либо прилипнуть к телевизору, либо выпивать с друзьями. Можно и совместить.
Отечественное телевидение, перестав быть советским, осталось тем не менее верно излюбленному принципу советского телевидения - обязательно что-то к чему-то приурочивать. Если 9 Мая - то все фильмы только про войну, если 8 Марта - то от женщин на экране спасу нет, если Новый год - то непременные Снегурочки, Деды Морозы, чародеи, салат "Оливье"... Ну а 7 ноября службы кинопоказа практически всех каналов из года в год упорно знакомят нас с "Юностью Максима", "Лениным в 1918 году" и "Неуловимыми мстителями".
Завтрашний День примирения и согласия для некоторых обещает быть поистине революционным. Дело даже не в том, что против ожидания Великая Октябрьская на телеэкранах сведена к минимуму.
Канал "Россия" для прайм-тайма в самое благодатное время - 20.55 - выбрал фильм Павла Лунгина "Олигарх".
Напомним, что прототипом главного героя, бизнесмена Платона Маковского (Владимир Машков) стал Борис Березовский и его товарищи по ЛогоВАЗу. В основу фильма лег роман Юлия Дубова, тогдашнего гендиректора ЛогоВАЗа, "Большая пайка". В книге и в фильме рассказана история превращения молодых математиков-интеллектуалов в воротил и магнатов. По сути, это история новой России. Группа товарищей, во главе которых - Платон Маковский, финансовый гений и будущий олигарх, начинают путь в бизнес с вязания веников и написания чужих диссертаций. А став воротилами и жертвами золотого тельца, они один за другим не по своей воле покидают бренную землю. Один Платон уцелел (если не считать дружка-предателя), да и то - почти виртуально: для всех - погиб, похоронили, даже могилка имеется.
И вот в годовщину того дня, когда началась экспроприация экспроприаторов, когда пришедшие к власти большевики отменили олигархию, по большей части тоже - физически, государственный канал выбирает для показа фильм "Олигарх". Картину про человека, недавно ставшего политэмигрантом "благодаря" обвинению в мошенничестве. Да и автор "Большой пайки" Дубов, первым рассказавший хоть и художественно, но вполне искренне о том, как куются олигархи, последовал за Березовским, получив политическое убежище в той же Великобритании.
В пресс-службе телеканала "Россия" уверенно сказали, что никакого умысла не было. Просто есть пакет российских фильмов, и "Олигарх", предполагается, в выходной день принесет каналу высокие рейтинги: "потому что фильм хороший". А домыслы, мол, вы сами стройте. Добавим, что фильм будет идти одновременно с программой "Время" на Первом канале, и нет сомнения, что фильм на одном государственном канале "перебьет" главные новости на другом.
Первая мысль: "Они что там, с ума посходили? Добродееву больше работать не хочется?" Они бы еще ко дню рождения президента показали фильм по сказке Салтыкова-Щедрина "Медведь на воеводстве". Однако потом понимаешь, что Добродееву не стоит волноваться за свое кресло.
Пофантазировав, можно набрать несколько вариантов такого небанального выбора. Известно, что кино - самое идеологическое из всех искусств. В советские времена режиссеры сами выстраивались в очередь, чтобы творчеством своим послужить дальнейшему развитию и без того уже развитого социализма (не все, конечно, не все!). С тоталитаризмом покончили, и слегка растерявшееся без указующего перста кино попыталось снова стать искусством в чистом виде. Что из этого получилось, мы видим. История вроде бы не любит повторяться. Но иногда приходится. Например, можно позаботиться о том, чтобы кино опять стало на службу власти. Но на этот раз так, чтобы оно само об этом не знало. Высший пилотаж!
Кто видел фильм, тот наверняка помнит концовку (см. выше). Платон не победил. Так считают, во всяком случае, некоторые. Он остался у собственной могилы, а потом еще по морде получил от милиционера - за то, что на известного олигарха сильно похож. Одним словом, у разбитого корыта остался. Торжественное возвращение воспитательной роли искусства состоялось. "Олигарх", выставленный в сетку вещания 7 ноября, грозит пальчиком олигархам и маленьким мальчикам, которые мечтают вырасти и стать олигархами: не ходите, друзья, в олигархи, плохо будет.
Конечно, уместнее было бы показать этот фильм пару недель назад, точнее - 25 октября, когда другой олигарх, Михаил Ходорковский, оказался в СИЗО. Сила воздействия была бы - прокуратура пальчики бы облизала. Впрочем, одного события в тот день вполне хватило. А если еще вспомнить, что до той самой революции, годовщину которой мы завтра празднуем, закодировав ее под словами "примирение" и "согласие", в России бытовал старый стиль, и по этому стилю 7 ноября было 25 октября, то можно считать (ну конечно же, с некоторой натяжкой), что этим фильмом государство через принадлежащий ей канал отметило-таки посадку олигарха. Это второй вариант.
Третий оставим для оптимистов-романтиков, на ура принявших новое название праздника - День примирения и согласия. Эти могут увидеть в хитросплетении завтрашней телепрограммы на канале "Россия" примирение власти с олигархами. Или привет Березовскому и Дубову от Добродеева. А заодно и Ходорковскому, у которого, как известно, в камере имеется телевизор.
Однако возьмем программу и не поленимся прочитать следующую после "20.55 "Олигарх". Худ. фильм" строчку. Она излечит любой застарелый оптимизм: "НЕКУДА БЕЖАТЬ". Пока, правда, тоже - "худ. фильм".