Идея отметить двойную памятную дату Рудольфа Нуреева, 65-летие со дня рождения и десятилетие со дня кончины, пришла в голову не только организаторам московского гала-концерта. Это мероприятие - российская точка в глобальном, длившемся год международном торжестве в честь балетной легенды, начало которому положили гала в Париже, Милане и Вене. Московские организаторы, несомненно, хотели привести вечер под названием "Бриллианты мирового балета" в соответствие английской поговорке "Last but not least" (последний по очередности, но не по значению). Частично это удалось. Впечатлили редкие кадры из фильма 1964 года "Нуреев в Сполето". Заинтересовали солисты из Америки, Дании, Франции, Австрии, среди которых не было плохих танцовщиков (правда, некоторые привезли маловразумительную хореографию). Когда б еще мы имели возможность обдумать нюансы Нуреева-хореографа, если б не танец французских звезд Жозе Мартинеса, Аньес Летестю и Вильфрида Ромоли? Они привезли па-де-труа из нуреевского "Лебединого озера", в котором в танец принца и Черного Лебедя вмешивается Злой гений; а солисты Венской оперы Симона Ножа и Джузеппе Пиконе показали па-де-де из того же спектакля, предоставив шанс сравнить трактовки. И где бы мы смогли увидеть один из лучших балетов ХХ века - "Павана мавра", если б эту камерную версию "Отелло" не исполнили (хоть и вяло) четыре солиста Балета Бордо?
Подобные гала-концерты хороши открытиями: то неизвестные танцовщики приедут, то свежую хореографию увидим, то вроде бы давно известные исполнители раскроются с неожиданной стороны. Новые для Москвы артисты - бывшие граждане СНГ Ирина Дворовенко и Максим Белоцерковский. Их веселый номер на музыку Россини показал, что не зря этих солистов Киевской оперы сделали ведущими танцовщиками Американского балетного театра. Новые танцы - современная жесткая мелодрама на музыку Жака Бреля в броском исполнении дуэта из Сан-Франциско (Юрий Посохов и Лорена Фэйхо) и тонкое сочинение Уильяма Форсайта "Свингерлэнд", посвященное хореографом своей покойной жене. Новый дуэт - Сергей Филин из ГАБТа и Наталия Ледовская из Музыкального театра, специально объединившиеся для нуреевского гала, чтобы станцевать "Сильфиду". Кстати, Филин выступил в один вечер со своим будущим начальником. В современном опусе "Кочевники" Алексей Ратманский (пока еще не худрук балета ГАБТа, а солист Датского королевского балета) вместе с отличной партнершей Мари-Пьер Греф в очередной раз заставил пожалеть, что собирается заканчивать исполнительскую карьеру.
В общем, если бы не сусальные "Суворовцы" от детишек из Академии хореографии (зачем в память антисоветчика Нуреева ставить в афишу программно советский балетный номер?) и не явно коммерческое меховое дефиле перед вторым действием, концерт можно было бы считать вполне удавшимся. Но предлог организаторов (мол, Нуреев меха любил и сам их показывал на подиуме) публику не убедил. Крики "позор!" и "издевательство над памятью Рудольфа" в какой-то момент рисковали превратить вечер в скандал. Но после этого казуса было много интересных танцев. И аплодисменты.