Случалось, что мнением Доннеллана интересовались не только студенты-актеры. Владимир Путин и Режиссер. Москва, 2001 год.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Театральной академии, в легендарной 45-й товстоноговской аудитории, прошел мастер-класс Деклана Доннеллана. Знаменитый ирландец аж в 1997-м поставил на сцене Малого драматического театра весьма "Зимнюю сказку" Шекспира с додинскими актерами. На XII Международном фестивале Союза театров Европы он представил публике "мужскую" версию шекспировской же "Двенадцатой ночи" с московскими "звездами" (премьера была сыграна на Чеховском фестивале в Москве; в Петербурге спектакль был показан впервые и всего два раза). Но помимо спектаклей была объявлена еще и программа мастер-классов.
Мастера больше всего интересовала та сотня человек, которая пришла на встречу с ним. "Я бы хотел узнать, почему каждый из вас решил заниматься театром?" - это была не вежливость мэтра, а искреннее желание выяснить, что же интересует в современном театре российских студентов. Сам же с несколько грубоватым юмором рассказал о себе все, что хотели знать студенты, и даже то, о чем его не спрашивали: последние тридцать лет он живет со своим художником и постоянным соавтором Ником Ормеродом, что крайне облегчает работу над спектаклями, хотя дома они практически о работе не говорят. Доннеллан пытался объяснить студентам, что творческим людям "важно мыслить хоть какими-то идеалами: ведь они совмещают в себе художников и проституток". "Бог и дерьмо находятся в одном и том же мире, и художнику надо "подпитываться" и от того, и от другого". А "классика усыновляет режиссера, это драматургия, на которую всегда можно положиться".
Казалось, что человек этот, уже давно добившийся и славы, и богатства, трогательно пытается предостеречь: не стремитесь к славе и богатству, оставайтесь верны профессиональным идеалам. Аудитория же в конце концов "выбросила" ему в ответ: "А вы готовы бросить все, уехать в Тьмутаракань и начать работу с никому не известным коллективом?" Доннеллан сначала оторопел, потом нашелся и, продемонстрировав прекрасное знание языковых реалий русского, переадресовал ответ своему художнику: "Ты готов уехать в Мухосранск?" Ормерод, замешкавшись на минуту, ответил: "Нет, не готов, да и вы все к этому не готовы". Молчание аудитории стало знаком согласия. Таким образом, дилемма между славой и идеалами разрешилась сама собой. Студентам ничего не оставалось, как попросить гостя высказать свои напутствия молодому поколению, но тут время встречи подошло к концу, и Доннеллан пообещал зайти еще раз в ноябре, когда он соберется вновь посетить Петербург. Аудитория проводила его продолжительными аплодисментами.
Санкт-Петербург