Гергиев хочет публичного процесса.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Мариинский театр открыл очередной, 221-й сезон оперой Чайковского "Мазепа". Еще неделю назад театр собирался "давать" на открытии последнюю премьеру минувшего сезона - "Золотого петушка" Римского-Корсакова в стиле японского театра Кабуки. Надо сказать, довольно рискованный "японский" эксперимент по классической российской опере. Но, как видно, сентябрьский поджог декорационно-художественных мастерских театра на улице Пирогова внес свои вынужденные коррективы. И неделю назад Валерий Гергиев по телефону из Нью-Йорка сделал заявление для прессы, в котором не только впервые дал оценку ущерба, нанесенного театру недавним пожаром, но и озвучил изменение названия спектакля, открывающего сезон.
Господин Гергиев принял беспрецедентное решение: заменить спектакль, которым должен был открываться сезон. В результате Мариинка продемонстрировала всему миру постановку, декорации к которой сгорели и были восстановлены в невиданно короткий срок - в течение месяца. "Мы хотим показать, что театр находится в процессе восстановления своего творческого богатства, - сказал Гергиев. - И я хочу, чтобы процесс восстановления был очевидным, публичным, чтобы об этом знали все".
Среди постановок, декорации к которым утрачены, помимо "Мазепы" Гергиев назвал "Ромео и Джульетту", "Евгения Онегина", "Бахчисарайский фонтан", "Летучего голландца", "Лоэнгрина" и "Парсифаля". По словам маэстро Гергиева, на их восстановление потребуется около года. Художественный руководитель и директор театра поблагодарил за помощь российское правительство, но сообщил также, что театр параллельно с этим будет собирать средства на благотворительных концертах не только в Москве и в Петербурге, но и за рубежом. Первый такой концерт пройдет 30 октября в Голландии. Всего с помощью благотворительных концертов Валерий Гергиев предполагает собрать на восстановление утраченных декораций около 3-4 миллионов долларов - и это только до конца года.
Что касается оперы "Мазепа", то она издавна и традиционно была в репертуаре Мариинки: с 1998 года в виде новой четырехчасовой сценической версии Юрия Александрова в возобновленных декорациях Вячеслава Окунева. Масштабная историческая опера Чайковского по пушкинской "Полтаве" во все времена оставалась оперой политической с мощной идеей российской государственности. Так что национальное достояние России - Мариинский театр - открыл свой новый сезон национальным же российским достоянием - оперой "Мазепа" Чайковского. А за дирижерским пультом стоял "живое" национальное достояние России - Валерий Гергиев.
Санкт-Петербург