0
869
Газета Культура Интернет-версия

14.10.2003 00:00:00

Любовь под маками

Тэги: брюмашон, балет, дикие маки


Клод Брюмашон в молодости учился живописи и рисовать любил главным образом человеческое тело и его части: руки, ноги, туловища. Интерес к движению в живописи перерос в исследование движения в танце. Такое же рисование, только не карандашом и кистью, а приемом "тело рисует тело", хореограф применил в балете "Дикие маки", показанном в рамках Международного хореографического фестиваля современного танца DanceIn-versions. Судя по "Макам", любимые художники Брюмашона - экзальтированные мастера, смешивавшие краски в стиле "бури и натиска": от Тинторетто до Поллока. На сцене "Новой оперы" девять танцовщиков в одеждах всех времен и народов раз за разом раскручивали то, что французы называют "маленькая смерть" - танец, похожий на половой акт: нарастание эмоций, выплеск энергии, дерганый экстаз и последующее чувство удовлетворенного спокойствия. Отдаваясь телесным судорогам, исполнители кричали, как голодный павиан, и шипели, словно рассерженные кошки. Квадрат сценической площадки, усыпанной лепестками маков, стал преодолимым барьером для тех, кто с силой стучал пятками об пол, сцепленными кистями бил себя по коленям, въедливо проводил пальцами по голому животу, пытался выдернуть предплечье из плеча и выворачивал руки запястьями наружу. В "Диких маках" объятия похожи на драку, а ласка выражена в попирании ногами крестца партнера. Этот балет - таинство осязания, европейски понимаемая "Камасутра", наслаждение с садомазохизмом. И современное танцевальное барокко: искусственно взвинченная и потому рациональная попытка вникнуть в остервенелость души и тела, которую люди называет страстью.

Клод Брюмашон рассказал обозревателю "НГ" о своем спектакле. В беседе принял участие Бенжамен Ламарш - ассистент хореографа и его ведущий танцовщик.

- Господин Брюмашон, название вашего балета "Дикие маки" допускает много толкований. Его связывают с искусственным расширением сознания.

- Мак - цветок, который ни в коем случае нельзя собирать, делать букет. Маки не бывают домашними, тут же вянут, они живут только дикими, в поле. Это символ свободы любви, о которой поставлен балет. Мы обратились к великим романтикам девятнадцатого века. Думая о таких людях, как Рембо и Верлен, нельзя не вспомнить, что они не обходились без маков, без производного от них. Еще: если вы увидите поле, сплошь покрытое маками, это вызовет ассоциации с каплями крови. Кроме того, лепесток мака очень тонкий, и можно говорить также об идее прозрачности. Вот сколько ассоциаций.

- Судя по хореографии, любовь для вас - мучительный поединок...

- В этом балете - да. Если снова вспомнить о великих романтиках, то любовное чувство для них - что-то внезапное, стремительное, короткое по времени, бурное и болезненное. Тому много примеров - Роден и Камилла Клодель, Мюссе и Жорж Санд... При этом мне не хотелось делать спектакль о реально существовавших людях. Балет - зеркало, которое странно деформирует то, что было на самом деле. Важно, чтобы каждый зритель интерпретировал увиденное по-своему, нашел свою собственную мечту.

- Музыка Бетховена часто ассоциируется с патетикой или революцией. Вы же взяли ее для балета о любви...

- Бетховенские мотивы тревоги, бурных страстей очень созвучны "Диким макам". При слове "романтизм" у человека сегодня возникает образ чего-то идеального, возвышенного над миром, а на самом деле романтики - это люди, откликавшиеся на все социальные потрясения. Жорж Санд, например, была первой феминисткой, Рембо участвовал в Парижской коммуне, Делакруа - вспомните хотя бы его картину "Свобода на баррикадах".

- Кажется, "романтизм" - ваше любимое слово. Однако сегодня оно не в чести у большинства ваших коллег...

Ламарш: В том-то и дело, что современные хореографы стараются не произносить это слово, потому что оно ассоциируется с совершенно определенной формой танца, с классической хореографией. Мы говорим о другом искусстве, не имеющем ничего общего со слащавостью.

Брюмашон: Я процитирую трагическую фразу одного из романтиков: "Я утром просыпаюсь и думаю, что вечером, возможно, умру". Меня всегда интересовали мощные потоки движений, которые в какой-то момент обрываются. Ставя этот балет, я думал о сиюминутности жизни.

- Ваши танцовщики как будто стремятся вырваться из самих себя. Как достигается такое качество исполнения?

Ламарш: Для исполнителя "Диких маков" главное - не играть, не пытаться изобразить кого-то. Должно быть полное внимание танцовщика к хореографу. Их теснейший контакт можно сравнить с тем, как двое катаются на лошадях. Здесь не такая ситуация, когда один всадник на прекрасном скакуне, а другой - на ослике. Это равные люди, они скачут рядом, и когда у одного поворот, другой тут же следует за ним.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2054
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1316
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
976
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1283

Другие новости