0
868
Газета Культура Интернет-версия

14.10.2003 00:00:00

Любовь под маками

Тэги: брюмашон, балет, дикие маки


Клод Брюмашон в молодости учился живописи и рисовать любил главным образом человеческое тело и его части: руки, ноги, туловища. Интерес к движению в живописи перерос в исследование движения в танце. Такое же рисование, только не карандашом и кистью, а приемом "тело рисует тело", хореограф применил в балете "Дикие маки", показанном в рамках Международного хореографического фестиваля современного танца DanceIn-versions. Судя по "Макам", любимые художники Брюмашона - экзальтированные мастера, смешивавшие краски в стиле "бури и натиска": от Тинторетто до Поллока. На сцене "Новой оперы" девять танцовщиков в одеждах всех времен и народов раз за разом раскручивали то, что французы называют "маленькая смерть" - танец, похожий на половой акт: нарастание эмоций, выплеск энергии, дерганый экстаз и последующее чувство удовлетворенного спокойствия. Отдаваясь телесным судорогам, исполнители кричали, как голодный павиан, и шипели, словно рассерженные кошки. Квадрат сценической площадки, усыпанной лепестками маков, стал преодолимым барьером для тех, кто с силой стучал пятками об пол, сцепленными кистями бил себя по коленям, въедливо проводил пальцами по голому животу, пытался выдернуть предплечье из плеча и выворачивал руки запястьями наружу. В "Диких маках" объятия похожи на драку, а ласка выражена в попирании ногами крестца партнера. Этот балет - таинство осязания, европейски понимаемая "Камасутра", наслаждение с садомазохизмом. И современное танцевальное барокко: искусственно взвинченная и потому рациональная попытка вникнуть в остервенелость души и тела, которую люди называет страстью.

Клод Брюмашон рассказал обозревателю "НГ" о своем спектакле. В беседе принял участие Бенжамен Ламарш - ассистент хореографа и его ведущий танцовщик.

- Господин Брюмашон, название вашего балета "Дикие маки" допускает много толкований. Его связывают с искусственным расширением сознания.

- Мак - цветок, который ни в коем случае нельзя собирать, делать букет. Маки не бывают домашними, тут же вянут, они живут только дикими, в поле. Это символ свободы любви, о которой поставлен балет. Мы обратились к великим романтикам девятнадцатого века. Думая о таких людях, как Рембо и Верлен, нельзя не вспомнить, что они не обходились без маков, без производного от них. Еще: если вы увидите поле, сплошь покрытое маками, это вызовет ассоциации с каплями крови. Кроме того, лепесток мака очень тонкий, и можно говорить также об идее прозрачности. Вот сколько ассоциаций.

- Судя по хореографии, любовь для вас - мучительный поединок...

- В этом балете - да. Если снова вспомнить о великих романтиках, то любовное чувство для них - что-то внезапное, стремительное, короткое по времени, бурное и болезненное. Тому много примеров - Роден и Камилла Клодель, Мюссе и Жорж Санд... При этом мне не хотелось делать спектакль о реально существовавших людях. Балет - зеркало, которое странно деформирует то, что было на самом деле. Важно, чтобы каждый зритель интерпретировал увиденное по-своему, нашел свою собственную мечту.

- Музыка Бетховена часто ассоциируется с патетикой или революцией. Вы же взяли ее для балета о любви...

- Бетховенские мотивы тревоги, бурных страстей очень созвучны "Диким макам". При слове "романтизм" у человека сегодня возникает образ чего-то идеального, возвышенного над миром, а на самом деле романтики - это люди, откликавшиеся на все социальные потрясения. Жорж Санд, например, была первой феминисткой, Рембо участвовал в Парижской коммуне, Делакруа - вспомните хотя бы его картину "Свобода на баррикадах".

- Кажется, "романтизм" - ваше любимое слово. Однако сегодня оно не в чести у большинства ваших коллег...

Ламарш: В том-то и дело, что современные хореографы стараются не произносить это слово, потому что оно ассоциируется с совершенно определенной формой танца, с классической хореографией. Мы говорим о другом искусстве, не имеющем ничего общего со слащавостью.

Брюмашон: Я процитирую трагическую фразу одного из романтиков: "Я утром просыпаюсь и думаю, что вечером, возможно, умру". Меня всегда интересовали мощные потоки движений, которые в какой-то момент обрываются. Ставя этот балет, я думал о сиюминутности жизни.

- Ваши танцовщики как будто стремятся вырваться из самих себя. Как достигается такое качество исполнения?

Ламарш: Для исполнителя "Диких маков" главное - не играть, не пытаться изобразить кого-то. Должно быть полное внимание танцовщика к хореографу. Их теснейший контакт можно сравнить с тем, как двое катаются на лошадях. Здесь не такая ситуация, когда один всадник на прекрасном скакуне, а другой - на ослике. Это равные люди, они скачут рядом, и когда у одного поворот, другой тут же следует за ним.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
509
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
574
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
352
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
441

Другие новости