Если многие иностранцы судят о России по формуле "баня, водка, гармонь и лосось", то по отношению к Румынии у нас нет даже и такого ассоциативного ряда - о стране мы знаем крайне мало. Между тем Румыния знаменита не только графом Дракулой и диктатором Чаушеску: с 1958 года там проводится музыкальный фестиваль вполне европейского класса.
Музыкальные традиции Румынии богаты - имена солистов Дину Липатти, Клары Хаскил, Раду Лупу известны любому меломану. Первым румынским композитором с мировой известностью стал Джордже Энеску - автор "Румынских рапсодий", нескольких симфоний и сюит, оперы "Эдип", дирижер, пианист и скрипач. Через 3 года после смерти музыканта состоялся первый фестиваль его имени; почетным председателем форума в течение многих лет был Иегуди Менухин - ученик Энеску. Фестивалем в Бухаресте очень гордятся - его символику можно встретить повсюду, а концерты проходят на лучших площадках столицы.
Хотя CD крупных фирм на фестивале раскупались неважно - большинству румын они не по карману, - неизменный аншлаг сопутствовал даже концертам, начинавшимся в 22.00. Первая неделя форума была отдана конкурсу вокалистов, пианистов и скрипачей. Жюри XVI фестиваля возглавили Криста Людвиг, Лазарь Берман и Дмитрий Ситковецкий; лучшей пианисткой стала россиянка Илона Тимченко. Две недели заняла фестивальная программа, среди участников которой - Колин Дэвис, Мишель Плассон, Зубин Мета, Гидон Кремер, Давид Герингас, Юрий Башмет. Среди этих имен оказался и Юрий Симонов с оркестром Московской филармонии - в последние дни форума они дали концерты в Бухаресте и Брашове.
Программа была поровну поделена между европейской и отечественной музыкой. Вечер открыла вторая сюита Энеску, идеально раскрывающая возможности оркестра: Симонову удалось передать "пряный" характер этой изящной музыки, а в кульминационных моментах - добиться торжественности, лишенной ложного пафоса. Наиболее удачно прозвучала предпоследняя часть с мягкими звуками арфы, соло деревянных духовых, еле уловимыми ударами литавр. Ярким был и финал, в котором мощь медных духовых эффектно украсили барабанная дробь, звон бубна и треугольника.
Центром вечера стал двойной концерт Брамса - солировали Виктор Третьяков и Миша Майский. При исполнении этой взволнованной музыки оркестру иной раз не хватало эмоций - звук казался чистым, но "холодным"; отрывистые аккорды лейтмотива, напротив, неожиданно оказались протяжными. Зато солисты в этот день были в ударе, играя с видимым удовольствием; и если "плачущая скрипка" - не только художественный образ, то в руках Третьякова она плакала по-настоящему. Поддержанные оркестром, солирующие инструменты создали необыкновенно объемное звуковое пространство; успех московского оркестра и двух солистов вновь напомнил о профессионализме и востребованности отечественных музыкантов.
Программу продолжила 4-я симфония Чайковского и мини-сюита из "Лебединого озера" на бис. Для посетителя московских концертов - не слишком интригующе, однако румынская публика была в восторге: оркестр МГАФ сыграл на пределе возможностей, если не выше. И если на следующий день Зубина Мету и коллектив Maggio musicale Fiorentino в Бухаресте принимали чуть теплей, то это следует отнести не в последнюю очередь на счет тяжелых условий, в которых живут наши оркестры. Последние дни форума примечательно "срифмовались" с музыкальной жизнью Москвы: одновременно с закрытием фестиваля имени Энеску БСО открыл очередной сезон его "Румынской рапсодией", а через месяц столица ждет Зубина Мету с Maggio musicale. Будем надеяться на то, что мы медленно, но верно включаемся в общеевропейский музыкальный контекст.
Бухарест-Москва