0
744
Газета Культура Интернет-версия

08.10.2003 00:00:00

Арлекин навсегда

Екатерина Ефремова

Об авторе: Екатерина Ефремова - театральный обозреватель.

Тэги: петербург, додин, арлекин, стрелер


петербург, додин, арлекин, стрелер Гидон Кремер был одним из самых ярких участников фестиваля.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

На XII Международном фестивале Союза театров Европы Пикколо Театр - Театр Европы дал всего два представления спектакля "Арлекин, слуга двух господ" Карло Гольдони на сцене Малого драматического театра - Театра Европы на XII Международном фестивале Союза театров Европы и одно - в Эрмитажном театре. На всех трех народу было столько, что яблоку упасть было негде. В чем секрет такого успеха постановки, возраст которой уже более полувека, за спиной у которой уже тысячи представлений в десятках стран мира, догадаться нетрудно. "Арлекин" Джорджо Стрелера - раритет театрального искусства, миф и легенда, точка отсчета и единица измерения современного театра. Что называется, классика жанра commedia dell"arte, спектакль, по которому студенты могут изучать историю театра, а театроведы - писать книги и диссертации.

Легендарный спектакль был поставлен в 1947 году и приехал в Петербург в третий раз. На сей раз зрителям была показана новая оригинальная версия, которая по традиции (вслед за эдинбургской и парижской) была названа по месту премьеры - версией Малого драматического или петербургской. "То, что мы смогли привезти "Арлекина", - сказал на пресс-конференции, посвященной гастролям Пикколо Театра в Петербурге руководитель Малого драматического театра Лев Додин, - доказывает, что театр - не временное и сиюминутное, как принято думать, а вечное искусство, измеряемое жизнью его участников, а иногда способное оставаться живым и после смерти его создателя".

Театр вернул спектакль к первоначальному варианту Стрелера (сценограф Эцио Фриджерио): действие происходит на фоне серой стены на венецианской площади на небольшом помосте, вокруг которого располагаются - маленький "живой" оркестрик и актеры в то время, когда они не заняты на сцене. Все они работали еще с самим Джорджо Стрелером. Спектакль разыгрывается довольно долго, с двумя антрактами, предполагается, что за это время проходит часов восемь: от полудня до заката. Соответственно изменяется сценическое освещение и зрители становятся, помимо всего прочего, еще и реальными свидетелями движения времени. Финал тоже изменен: если раньше он был довольно оптимистичным, то теперь в него добавили пессимизма: Арлекина избивают разгневанные хозяева. Да и сама его "маска", несомненно, уж не та, что была полвека назад. Арлекин, как считает нынешний (всего лишь второй за это время) исполнитель роли Ферруччо Солери: "наивное и инфантильное существо с психологией ребенка: только такой человек способен додуматься до того, чтобы служить двум хозяевам одновременно". Он играет эту роль с 1963 года и на сегодняшний день ему исполнилось семьдесят лет. В этом еще одна интрига и еще один сюжет спектакля: в финале, уже на поклонах он снимает черную, закрывающую лицо маску и зрители испытывают настоящий шок: торпедой проносящийся по сцене Арлекин, юнец и непоседа, оказывается седым актером, вот уже сорок лет играющим эту роль.

Праздничная театральная игрушка, которой любовались многие поколения зрителей, заиграла новыми красками. Несомненно, полвека назад Джорджо Стрелер не собирался делать спектакль на злобу дня, скорее рассказывал о вечных человеческих отношениях и неизменных жизненных ситуациях, которые сегодня значимы так же, как и во времена, описанные Карло Гольдони.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1601
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
996
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
717
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
987

Другие новости