Общеизвестно, что сердце Парижа - это остров Сите с собором Парижской Богоматери, воспетым в свое время великим французским романтиком. С другой стороны знаменитого острова находится еще одна достопримечательность - Новый мост, который по иронии судьбы является самым старым из 34 мостов города. Его заложил первый Бурбон - Генрих IV, он же Наваррский, за что ему здесь же благодарные потомки возвели памятник. Прохожих и туристов в этом районе, естественно, тьма. Прямо у моста на набережной смотрит на заезжий мир своими стеклами-витринами картинная галерея, где уже третий раз за год (налицо почти сложившаяся традиция) проходят выставки художников и скульпторов из России.
Разные возрасты и стили дают смешанную картину творческого процесса, происходящего не только в российской столице, но и в дальних уголках страны. В прошлый раз экзотично прозвучали ваятели из Бурятии, покорив своими этническими, кочевыми мотивами старушку Европу. На этот раз молодой воронежский скульптор Максим Дикунов эпатирует публику нагим греческим мыслителем, который, ничуть не смущаясь, свесив свой увесистый живот набок, интенсивно размышляет посредством удивительно пластичных пальцев ног и рук. Графика академика Российской академии художеств Станислава Никереева заставляет замирать зрителей: тонко и кропотливо воссоздавал автор русскую заснеженную деревню, схваченные инеем, раскинувшиеся в затейливых узорах ветви деревьев. В акварелях Искандера Улумбекова на старинных русских городах, окутанных дымкой, лежит печать многовековой мудрости. Таинственные сюжеты Дмитрия Лазарева навеяны пребыванием на Соловках, многоцветные офорты Владимира Зорина отражают пейзажи глубокой провинции. Словом, Россия на выставке предстает во всей необъятности ее территорий.
Алексей Качалов и Дмитрий Анненков - из другой категории живописцев. Качалов пишет девушек неземной красоты в римских туниках, древние итальянские города, пышные флоральные мотивы, короче, создает прекрасный декор для современного салонного интерьера. Натюрморты Анненкова, по технике исполнения достигшие монблановских высот (когда хочется поддеть фото ногтем или отковырнуть прилипшую грязь), несомненно, рассчитаны на страстного (американского?) любителя "мертвой натуры".
Еще одно имя - Юрий Бондаренко, полумосквич, полулондонец, в творчестве - полный интернационалист. Пишет британские туманы ("на самом деле их в Англии не больше, чем где-либо"), пропитанное дождем низкое небо декабрьской Венеции, наполненный влагой и высвечивающий золотом церквушек воздух родины. Ему во что бы то ни стало необходимо отобразить промозглость воздуха, зафиксировать эффект облачного неба и мимолетной дымки.
Географическое исключение составляет деревянная скульптура парижанина Виктора Михайлова. Разнообразные древесные породы, подчиняясь воле автора, концентрируют весь свой мощный энергетический заряд в сюрреалистских малых формах.
Русские амазонки - законченные романтики. Так рассудит посетивший выставку зритель. "Даная", окутанная золотым дождем, и вечно энигматичная "Клеопатра" Виктории Тенеты, современные красавицы "Трех настроений" Галины Лопатиной, погруженные в пучину мечтаний. "Какие чувствительные художницы живут в северных широтах!" - отметит с удивлением рациональный парижанин. И в том смысл подобных событий - дать европейской публике повод удивиться художественному состоянию нынешней России.
Париж