Уличные шоу постепенно входят в моду и у нас . 'Сarmina Burana ' на МКАД.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В этом году академический оперный сезон в Москве входит в свою колею непривычно вяло - все премьеры, гастроли, победы и скандалы еще впереди (то ли дело - Волочкова в балете; "НГ" от 09.09.03 и 17.09.03). Сереньким вышло начало почти везде, в том числе и в Большом театре, где даже медовое меццо-сопрано русской звезды Ларисы Дядьковой не спасало бочку дегтя под названием "Хованщина". Короче говоря, бархатный сезон. И воспользоваться им не преминули иные предприимчивые умы.
Минувший уикенд ознаменовался раскручиваемым еще с лета проектом "CARMINA BURANA. Open air opera". Наивно-наглая реклама убивала наповал - "настоящая мегаопера, о которой можно только мечтать" (хотя при чем здесь опера, когда у Орфа сценическая кантата?) И вот многотысячная и крайне разношерстная толпа москвичей ринулась на ночную загородную прогулку на 66-й километр МКАД. Уличные зрелища постепенно входят в московскую моду, и однодневная гастроль этого шоу, осуществленного немцами сначала у себя в Мюнхене в духе стадионных зрелищ с пиротехникой и уже восьмой год колесящего по всему миру, была обставлена достаточно типичными для нашего времени деталями: билеты от 300 до 15 тыс. рублей, программки за 100 рублей, шампанское (250 рублей стаканчик), вип-пакеты, вип-ложа с ресторанным ужином, вип-зоны с брэндированием кресел логотипом корпоративных клиентов etc.
На помосте громоздилось нечто высотой в двадцать метров, похожее на еще не открытый памятник в чехле. Перед началом вечноэлегантный Роман Виктюк в черно-белом пестром пиджачке и темных очках пообещал радостно узнавшей его публике много красоты и секса. В качестве разогрева и, наверное, для пущей оттяжки времени собравшимся подарили дополнительное отделение оркестровой и хоровой музыки из опер Верди. После антракта подмерзшая публика наконец согрелась от факельного шествия, и действо началось. Открывшееся нечто оказалось громадным башенным каркасом с Колесом Фортуны, с винтовыми лестницами и галереями. Далее под музыку Орфа развернулась балетная пантомима в форме веселых картинок из жизни Средневековья - по уровню пластической мысли это напоминало балеты Театра Сац "Алые паруса" и "Синяя птица". Видевшим же знаменитый фильм Поннелля на ум приходила поговорка, что книги пишутся с помощью книг. Все, что обещала реклама, казалось, было на своих местах - замки и корабли, таверны и бани, равнины и горы в различные времена года и при разной погоде, ангел и дьявол, жонглеры и кукольники, циркачи на ходулях и танцоры, три певца и музыканты в трехстах "невероятных" костюмах. Вот только описания создавал, наверное, более талантливый человек с хорошей фантазией. Хотя взрывы, вспышки, пуканье огнем, салюты и финальное вознесение Фортуны были действительно эффектны.
"Что же музыка?" - спросите вы. Искажаемая усилением и звукорежиссурой до неузнаваемости, она была бесплатным приложением ко всему остальному. Все бравурные вступления и проигрыши режиссер проиллюстрировал умопомрачительными вихляниями и пританцовываниями буги-вуги, твиста и чарльстона. Смех спасал от слез.
А превратить Джильду из нежного цветка в дауна, в смешную кубышку-толстуху и дочь упыря, надеть на нее наручники - это просто женоненавистничество какое-то! Было искренне жаль трогательно поющую (но иногда завышающую) Анну Девяткину. Любая женщина на ее месте должна была бы возмутиться. В последнем акте искаженные фантазмы режиссера преображают Джильду в оборванную бомжиху, у которой вместо глаз два огромных черных фингала, во время квартета она ползает по кладбищу, трет кресты и заглядывает в гробы. Из контрабаса Спарафучиле сыплются мертвые головы, а потом на руки несчастного вампира вываливается и труп Джильды. В довершение всего оркестр играл так, что стены "Новой оперы", в которых еще витают колобовские флюиды, надо думать, все глубже погружались в скорбный траур, вздрагивая, как при крупнокалиберной атаке.
Скромным утешительным призом на бархатном фоне сентября приходится признать спокойную, выполненную в правилах традиционного добротного театра премьеру "Искателей жемчуга" в Казани. Это совместная постановка с англичанами и голландцами и с участием певцов со всего СНГ. В общем, тоже проект, причем созданный под европейское турне театра. Но там видно, что люди работают и занимаются делом - музыкой, театром, а не втискивают оперу в прокрустово ложе корпоративных вечеринок и не делают из нее рекламных мегаакций.