Военторг сносится не один, а с компанией примыкающих к нему зданий.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Невероятно энергичная строительная практика последнего времени оборачивается почти полной потерей старой Москвы. За последние десять лет город лишился более сотни охраняемых памятников архитектуры, полностью уничтожена так называемая "историческая среда" - регулярная застройка XIX века, не имеющая, как правило, самостоятельной архитектурной ценности, но формирующая привычный облик старой Москвы. Конечно, многие из этих зданий вид имели весьма запущенный, но любое из них, попав в хорошие руки, могло бы стать украшением города. Более того, среди рядовой застройки могут скрываться незаурядные строения, скрытые поздней штукатуркой.
Тщетно борются за выживание жители доходного дома Гагарина в Варсонофьевском переулке - раннего строения классика московской архитектуры Льва Кекушева. Шилов и Глазунов вовсю осваивают район Пушкинского музея. Уже разработан проект торгового центра под Пушкинской площадью, грозящий переплюнуть Манежную - и это рядом с постоянно обваливающейся Большой Дмитровкой. Под угрозой непоправимой реконструкции сам Манеж, как и район старой застройки вокруг Российской государственной библиотеки, недавно переданный на баланс Ленинки. Начался снос гостиницы "Москва".
Несмотря на многочисленные протесты общественности и отрицательную реакцию Министерства культуры и Минимущества, здание Военторга на Воздвиженке будет разобрано к 1 октября. По постановлению правительства Москвы, на месте здания и примыкающих к нему строений появится торгово-офисный центр площадью 67 тыс. кв. метров. Об этом заявил во вторник на рабочем совещании вице-мэр Владимир Ресин. "Мы не можем допустить остановки работы и простоев на правительственной трассе в самом центре Москвы", - сказал он. А вот что ответил на наш вопрос другой вице-премьер, Олег Толкачев: "Военторг как был, так и остался, никуда он не потерян, ничего там не произошло. Позавчера состоялся архитектурный совет, на котором разбирался этот вопрос. Насколько я понимаю, кажется, вчера выступил министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой, где сказал, что у него нет претензий по этому вопросу. Архитекторы разобрали этот вопрос. Вся архитектурная часть останется прежней, отвечаю вам. Тут для восприятия, для облика города не изменится ничего, все остается, а начинка будет современной. Как с гостиницей "Москва".
Чиновники явно торопятся - и путаются, ссылаясь на самодеятельность застройщика и двусмысленную позицию Минкульта. Но ведь гостиницу "Москва" сносят подчистую - как же можно говорить о сохранении "90% разбираемых элементов" (Владимир Колосницын, автор проекта реконструкции, 7-я мастерская Моспроекта-2) или восстановлении 100% "деталей фасада, других исторических фрагментов" Военторга (Владимир Соколовский, начальник Главного управления охраны памятников Москвы)? Вот что говорит Алексей Комеч, директор Государственного НИИ искусствознания: "На общественном совете по архитектуре при мэре будет рассматриваться уже проект нового строительства на месте Военторга. Ничего не может быть восстановлено, здание будет снесено к 1 октября. Управление по охране памятников провело очень тщательное исследование зданий и подготовило все материалы - были вскрыты палаты XVIII века. Министерство культуры заняло здесь последовательную позицию, но, как и в случае с гостиницей "Москва", не чувствовало за собой поддержки государства. Юридически Лужков прав, сняв Военторг с охраны как памятник местного значение - перевести его в федеральное было уже нельзя. И если бы Минкульт затеял новую тяжбу, то снова бы проиграл".
Сносится не только Военторг, но и примыкающие к нему здания. В основе 3-го строения дома # 10 по Воздвиженке - сводчатые палаты первой половины XVIII века, а входящее в ансамбль строение # 4 - жилой флигель постройки 1828 года. Понятно, что реставрация - дело хлопотное и дорогое. Земля в центре города стоит весьма недешево, в связи с чем можно "помочь" зданию умереть естественно, не ведя никаких противоаварийных работ. И никакая надпись "охраняется государством" не поможет: так погиб дом полицмейстера в Столешниковом, куда ходил отмечаться неблагонадежный Пушкин, погиб дом на Никитской, где печатал в имажинистском издательстве свои стихи Есенин. Табличку об историчности памятника, кстати, заново прикрутили. Ведь фирменный московский стиль - строительство зданий-новоделов под видом их реконструкции. И наводнили Замоскворечье, Арбат, Остожье, Китай-город чудовищные мутанты, в коих от первоначальных особняков остались в лучшем случае фасады.
Военторг уже не спасти. По словам Алексея Комеча, "сейчас надо бороться за Манеж, где происходят "реставрационные работы", и за зеленые откосы Патриарших прудов, чтобы не появилась гранитная набережная. Памятник к зиме все равно поставят".