Пик нашей великой дружбы с Сан-Себастьяном приходится на 70-е. В 1969 году актерский приз здесь получила Людмила Чурсина ("Журавушка"); в 1970-м - Иннокентий Смоктуновский ("Чайковский"), картина Игоря Таланкина завоевала также спецприз жюри; в 1971-м "Дяде Ване" Андрея Кончаловского была вручена "Серебряная раковина"; в 1972-м "Серебряная раковина" досталась "Лаутарам" Эмиля Лотяну. "Табор уходит в небо" Эмиля Лотяну (1976), "Механическое пианино" Никиты Михалкова (1977) и "Осенний марафон" Георгия Данелия (1979) - лауреаты Гран-при. После того как в 1979 году фестиваль выпал из категории "А", а в 1985-м "впал" в нее обратно, из наших призы получали лишь Андрей Кончаловский (1989, "Гомер и Эдди", США), Елена Цыплакова (1990, "Камышовый рай", лучший дебют) и Герц Франк (1991, документальная лента "Жили-были семь Симеонов"). В 90-е фестиваль заметно охладел к бывшему советскому кинематографу.
Казалось, что прошлый, юбилейный, фестиваль возродил наши нежные с ним отношения. "Любовник" Валерия Тодоровского был приглашен в конкурс (после более чем десятилетнего отсутствия в нем российских фильмов) и получил два приза - за лучший сценарий (Геннадию Островскому) и за лучшую операторскую работу (Сергею Михальчуку).
И вот в этом году - несмотря на заметный подъем российского кинематографа, которому было что предложить, - вновь в конкурсе наших фильмов нет. Единственный представитель кино России - фильм "Старухи" Геннадия Сидорова - включен в программу "Открытая зона", хотя, признанный на главном национальном кинофестивале "Кинотавр" лучшим фильмом года, он явно заслуживал большего. Тем не менее, как дебютная, картина Сидорова поборется за хороший денежный приз в 120 тысяч евро.
Фестивалю, ориентированному на испанский рынок, не так просто формировать международную конкурсную программу, тем более что он следует сразу же за Венецией, Локарно, Монреалем и Торонто, "оттягивающими" мировые премьеры.
Тем не менее при не слишком побаловавших хорошими программами Берлине, Канне и Венеции, конкурс Сан-Себастьяна, возможно, подобрал задержавшиеся с релизами к концу года пару-тройку неплохих фильмов.
Страну-хозяина в официальной программе представляют мелодрама "В городе" Ческа Гая о встрече старых друзей; драма Исьяра Боллейна "Мои глаза - твои"; "Ноябрь" Ахеро Мариаса - об уличных актерах и "Файл Галиндеса", политический триллер Херардо Эрреро (вне конкурса).
Францию - "Через красный закат" Эдгардо Козаринского - о судьбах аргентинских эмигрантов в Париже и любовная "История Мари и Жюльена" патриарха "новой волны" Жака Риветта.
Германию - черная комедия "Пугающийся выстрелов" Дито Цинцадзе и "Супер Текс" Яна Шутте - о дружбе текстильного магната и старого еврея, уцелевшего в Холокосте.
В конкурс также включены "Наследство" Пера Флая (Дания/Швеция) - о выборе между любовью и долгом; "Девушка с жемчужной серьгой" Питера Уэббера (Англия/Люксембург) - на темы картин Вермеера; "Гримм" Алекса ван Вармердама (Нидерланды) - о приключениях современных Гензель и Гретель; политическая лента "Что глаз не видит" Франсиско Ломбарди (Перу-Испания); черная комедия "Воспоминания об убийстве" Бонг Джун-хо (Корея); "Вероника Герин" Джоэла Шумахера (США-Ирландия) - о трагической судьбе ирландской журналистки, раскрывшей гнездо наркодельцов. Картина с большим успехом прошла только что в Торонто.
Вторая по значению программа фестиваля - "Открытая зона" - с недавних пор делится на две части: одна из них составлена из артхаусного кино, по преимуществу дебютного, собранного по всему миру, вторая - сливки, снятые с главных фестивалей года. Это "Развод" Джеймса Айвори, "Мечтатели" Бернардо Бертолуччи, "Цветок зла" Клода Шаброля, "В этом мире" Майкла Уинтерботтома, "Его брат" Патриса Шеро, "Бассейн" Франсуа Озона и другие.
Закроет фестиваль "Открытая сфера" Кевина Костнера, который, надо надеяться, покажется в Сан-Себастьяне и сам.
Приезд в столицу Страны Басков еще по крайней мере трех звезд, которым будут вручены почетные призы "Доностия", обеспечен. Это Изабель Юппер, Шон Пенн и Роберт Дювал.