На нынешнем фестивале Николай Коляда покажет собственноручно им поставленную пьесу 'Персидская сирень'.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Афиша впечатляет: по мысли организаторов, идеальный зритель должен взять отпуск или командировку, чтобы с полудня и до глубокой ночи отдаться во власть свежих драматургических впечатлений, кошмарических или, напротив, мелодраматических сюжетов, волнующих ныне живущих авторов. Кроме насыщенных российской и так называемой специальной программы, впервые подготовлена и международная - иначе, по словам Эдуарда Боякова, гендиректора "Золотой маски", "Новая драма" носила бы местечковый характер.
Всего заявлено 26 спектаклей театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Тольятти, а также театров из Литвы, Латвии, Грузии, Македонии, Зимбабве, Франции и США. Михаил Угаров, художественный руководитель центра "Документальная сцена", обратил внимание на феномен тольяттинской драматургической школы, особенно на братьев Дурненковых, по его словам, способных запросто затмить московскую славу братьев Пресняковых, а также особенно рекомендовал специальную программу, которая кроме традиционного ежедневного утреннего кофе с драматургами включит в себя ежедневные читки и тематические дискуссии.
Именно в рамках специальной программы пройдет, например, День нового соцреализма, посвященный пьесам, в основе которых жесткие, но жизнеутверждающие истории, как, положим, в пьесах "Иван Ванин" Александра Павлова, "Город Баранов" Николая Наседкина, "Перекресток" Александра Чернобровкина. В афише - День новой исторической пьесы, отданный, скажем, трилогии Владимира Забалуева и Алексея Зензинова "Русь немецкая" или пьесе Ксении Драгунской "Затопленные города" (о затоплении в 30-х годах волжского города Мологи). В рамках же экспериментальной программы состоится встреча с лауреатом Пулитцеровской премии, классиком американской драматургии Артуром Копитом (тот, что написал про "Папу, папу, бедного папу...").
На пресс-конференции, предваряющей фестиваль, худрук МХАТа имени Чехова Олег Табаков заметил, что публичные читки пьес - все-таки занятие для посвященных; самый главный и, в общем-то, единственный смысл фестиваля, по его мнению, состоит только в реальном количестве спектаклей, которые будут поставлены по новым пьесам. Тем не менее Эдуард Бояков привел несколько примеров зарождения спектаклей именно из фестивальных читок (один из них и бесспорный - "Пластилин" Василия Сигарева) и тем самым поставил этот род деятельности фестиваля современной пьесы особняком.
Сегодня в Центре драматургии в Таганском тупике фестиваль откроется премьерой пьесы Максима Курочкина "Трансфер" (в "девичестве" называвшаяся "Цуриков" по имени главного героя, получающего возможность свободно пропутешествовать на тот свет и вернуться обратно). Поставил спектакль Михаил Угаров, чей режиссерский дебют получил признание на первой "Новой драме". А 28 сентября жюри под председательством актрисы Ингеборги Дапкунайте определит лауреатов второго фестиваля современной пьесы в номинациях "Новая драма" (приз за лучший спектакль), "Новое слово" (приз за лучшую пьесу) и "Новое дело" (приз за лучшую режиссуру, а также женскую и мужскую роли). А в октябре спектакли - участники фестиваля, как и в прошлый раз, поедут "в народ", в провинцию. В этом году они будут показаны в Чебоксарах.