0
1790
Газета Культура Интернет-версия

17.09.2003 00:00:00

Дорога в светлое будущее лежит через труп

Тэги: озон, бассейн, премьера


озон, бассейн, премьера Повзрослевший Озон со своими музами – Шарлоттой Рэмплинг и Людивин Санье.
Фото Reuters

Кто хоть немного знаком с мировым кинематографом, помнит знаменитый фильм Жака Дерэ "Бассейн" с Аленом Делоном и Роми Шнайдер в главных ролях. Там была любовь, загадка, бассейн возле дома и в бассейне - труп. В новом фильме Франсуа Озона "Бассейн" - тоже загадка, труп в бассейне. Только пара не любовная, а две дамы, которых играют Шарлотта Рэмплинг и Людивин Санье, к концу фильма наконец-то приходящие к взаимопониманию.

Во Франции снять фильм под названием "Бассейн" - примерно то же самое, что в России снять, к примеру, "Белое солнце пустыни", только без товарища Сухова, Абдуллы и Верещагина. Нахальство Озона почти безгранично. Да и вообще этот 35-летний красавчик режиссер скромностью не отличался никогда. И не только таланту своему, но и безудержному режиссерскому нахальству обязан он нынче славой самого скандального и модного режиссера Европы.

Самые знаменитые его картины - "Крысятник", "Криминальные любовники", "Капли дождя на раскаленных скалах", "Восемь женщин" - сняты так, будто талантливый мальчишка-хулиган хамит взрослым в глаза, срывая одежды с приличных людей и выковыривая скелеты из добропорядочных шкафов. Но, справедливости ради, Озону больше хотелось так думать, нежели действительно почтенная публика сразу увидела в нем гениального "я-буду-делать-все-не-так-как-все". Впрочем, после "Крысятника" о нем заговорили сразу и громко и тут же сделали любимцем крупных международных кинофестивалей. Озон по-кошачьи грелся в лучах славы и изнывал от чувства гордости за собственную моральную смелость. Трансвеститы в его фильмах соседствовали с лесбиянками, гомосексуалисты с извращенцами, и всем было весело. Одна беда - бесконечно признаваясь в любви к прекрасному полу, на деле Озон люто ненавидит во всех своих фильмах. Одна только картина "Восемь женщин" есть не что иное, как гимн женскому коварству, подлости, вероломству и глупости. Лучшие французские актрисы в этом фильме раскрепощались как могли, но в результате сыграли далеко не лучшие свои роли.

Но, похоже, роль "enfantterrible" Озону приелась, и хулиганствующий, на радость зрителям, режиссер решил повзрослеть. Отправной точкой его взросления и стал фильм "Бассейн". Первый серьезный фильм, рассчитанный не на эпатаж и ахи-охи, а на вполне взрослое осмысление взрослых проблем.

Модная писательница детективов Сара (Шарлотта Рэмплинг), чувствуя творческий кризис, уезжает из опостылевшего Лондона во французскую глубинку, в пустующий дом своего издателя. Неожиданно туда вламывается дочь издателя Жюли (Людивин Санье), и наладившаяся было работа писательницы идет насмарку - сексуальная и алкогольная ненасытность Жюли создают слишком много шуму в доме. Возненавидевшая нахалку Сара готова бежать куда глаза глядят, но происходит неожиданное: в бассейне появляется... ну да, конечно же, труп, ставший таковым в результате неосторожных агрессивных действий Жюли. Спрятав труп, дамы вмиг становятся подругами, к тому же выясняется, что у Жюли было трудное детство. Впору бы поставить точку. Но Озон не был бы Озоном, если бы ставил точку в нужном месте. Концовка фильма ввергает всех в легкий шок. Оказывается, что все происходящее - то ли плод воображения писательницы, и никаких дочерей и трупов не было, то ли Жюли была вовсе не Жюли, а самозванкой, то ли... Да мало ли, тут уж что угодно для души, понимайте как хотите.

Кроме не очень откровенных постельных сцен в этом фильме, Озон ничем не шокировал добропорядочную публику. Все его внимание сосредоточено на отношениях двух женщин - молодой красотки и немолодой, чуть мужиковатой писательницы. Специально ради съемок в этом фильме Шарлотта Рэмплинг, ставшая с некоторых пор музой Озона, впервые в жизни постриглась и почти лишилась своего всегдашнего обаяния, превратившись в типичную дочь Альбиона.

Дуэт Рэмплинг-Санье, экспрессивный, моментами истеричный, сжигающий сам себя ненавистью, под конец переходящей в нежную дружбу, вызвал восторженное умиление на Каннском фестивале. Никому и в голову не могло прийти, что приз за лучшую женскую роль может получить кто-то другой. Что ж, в жизни концовки бывают еще более неожиданными, чем в фильмах Озона. Еще большее умиление вызвал факт, что Озона перестали (может, правда, временно) интересовать грязные простыни извращенцев, а творчество его поднялось до осмысления творчества же, его связи с реальностью и такой же их неразрывной связи, как и безнадежной отдаленности. Жившая в мире своих детективов героиня сталкивается с натуральным трупом, и вдруг оказывается, что без него она никогда бы не поняла, как прекрасна жизнь, как упоительна дружба, как необходима любовь к ближнему. У каждого в шкафу есть свой скелет как свидетельство темного прошлого. И у каждого в жизни должен быть свой труп - как дверь в светлое будущее. Мрачновато? Без трупа никак? Не стоит воспринимать этот разнесчастный труп всерьез. На его месте могло оказаться что угодно - сломанная машина, разбитая соковыжималка, порванный носок. Только все это должно попасть в надежные руки, чтобы стать, извините за высокопарность, символом новой жизни. Которая, кстати, то ли есть, то ли все это выдумка. Но тут уж, извините, ничего не поделаешь - Озон.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
830
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2602
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1768
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1383

Другие новости