Повод для гордости: критика ругает, а зрители ходят.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Не стану лукавить: с премьеры в Театре имени Гоголя я ушел в антракте безо всякого сожаления: спектакль, который публика принимала с таким воодушевлением, не оставлял никаких надежд на какие-либо художественные открытия. За исключением некоторых сюжетных несообразностей, вероятно, проясняемых в финале, все остальное было очевидно.
Стать событием в театральной жизни у этой премьеры шансов нет, но финансовые дела театра она, возможно, поправит.
Говорят, на то и был расчет: будто бы дирекция Театра имени Гоголя поставила перед главным режиссером Сергеем Яшиным задачу сделать спектакль, на который валом повалит публика. Нечто похожее на мюзикл, но значительно более скромное с точки зрения материальных вложений.
Так началась работа над сочинением отечественного кинодраматурга Анатолия Сергеева "Отель "Ламбада". Яркое оформление заказали художнику Петру Шмелеву, музыку - Юрию Прялкину, зажигательные танцы поставила балетмейстер Марина Суворова. Цветные прожектора в театре к тому времени уже имелись.
На премьере был полный зал.
Странно, конечно, что режиссер, привыкший и уже приучивший публику к хорошей драматургии, знающий толк в сложных плетениях драм Уильямса, год назад поставивший "Черный пластилин" Василия Сигарева (и его спектакль по этой пьесе назван среди лучших премьер прошлого сезона), вдруг соблазнился претенциозной "театральной фантазией", которой этой самой фантазии прежде всего и недостает. Одно дело - распутывать эффектно закрученную интригу, обманываясь, выбираться из сюжетных тупиков и чувствовать, что автор - серьезный противник, который знает толк в игре, но "Отель "Ламбада" - это нагромождение несуразиц, детали которых забываются в ту же минуту, как за спиной закрываются двери театра.
Но, вероятно, рынок действительно диктует свое.
По сюжету, предложенному Анатолием Сергеевым, на борт отслужившего свое корабля, давно пришвартованного к берегу и переоборудованного в гостиницу (скорее даже - в постоялый двор), один за другим поднимаются разные царствующие особы. Сначала - Петр Первый (Алексей Бирюков), затем - императрица Мария (Евгения Лапина-Порватова), за нею - королева Елизавета (Ольга Науменко) и владычица Испании Исидора (Анна Гуляренко)┘ Женщины мечтают встретиться с русским царем, но тот спит и его сон бдительно охраняет Малюта (Сергей Муравьев) и не слишком бдительно - хозяин "баржи" Сильвер (Александр Скворцов). Время от времени диалоги прерывает музыка, и актеры с величайшим удовольствием и старанием принимаются за танцы. Громкая музыка в этот момент как будто смывает все скопившиеся за время сценических разговоров недоумения и вопросы, как будто отменяя или, если угодно, извиняя всю словесную белиберду (как предумышленную, положенную в основу авантюрного замысла, так и благоприобретенную, вошедшую против воли сочинителя пьесы).
В общем, довольно скоро становится понятно, что дело происходит не на небесах и не в преисподней, а значит, собравшиеся - вовсе не те, за кого себя выдают. Да и манера общаться, лишенная дворцовых предрассудков и вообще каких бы то ни было светских условностей обнаруживает в них простолюдинов. Под маской высоких особ и "действующих лиц" скрываются обыкновенные актеры, исполнители.
Оставим в стороне наивное и, мне кажется, неверное представление театра о том, что развлекательный жанр нуждается в аляповатости. Вероятно, для тех же самых кассовых целей можно было подыскать более затейливое сочинение, где бы шутки были чуть позамысловатей, а все вместе - облечено в более изящную форму.
На всякое замечание у театра теперь один ответ: публике нравится. И нечем возразить, поскольку в конце концов в театре действительно и первое и последнее слово - за зрителем.
Другое дело, что изменившаяся за последние годы публика привыкла довольствоваться малым, зритель нетребователен, ему достаточно и того немногого, что удается сложить в свою роль, к примеру, Ольге Науменко. Ради такого не слишком высокохудожественного проекта Сергей Яшин не стал тревожить приму Гоголевского театра Светлану Брагарник, и вот Науменко досталась наконец главная роль. Повезло. Играет она все равно замечательно, с тонким чувством юмора, которому, конечно, тесно в имеющемся "материале"; несмотря на прошедшие годы, находится в потрясающей форме и танцевала не хуже, а то и лучше много младших коллег. Короче говоря, в своей роли Ольга Науменко продемонстрировала то, что значит, по словам Фаины Раневской, "плавать баттерфляем в унитазе", - когда роль теснит, но эта очевидная теснота все же позволяет заметить и оценить недюжинные актерские возможности.
О таких спектаклях с недавних пор в театрах стали говорить с какою-то особой победительностью: критики ругают, а зритель ходит, зрителям нравится. Было бы чем гордиться.