Завершился очередной Зальцбургский фестиваль. Шаги мейнстрима в этом году звучали все громче. "Сказки Гофмана" Оффенбаха прошли триумфально, все билеты по цене до 455 евро были распроданы задолго до открытия фестиваля. И к тому были основания: дирижер Кент Нагано с Венскими филармониками, грандиозный ансамбль солистов во главе с захватывающе нервным Нилом Шикоффом (Гофман) и Ружеро Раймонди (классический исполнитель всех четырех злодеев). Они, как и рельефный Курт Ридль (Креспель) и вагнеровская дива Вальтрауд Майер (куртизанка Джульетта) великолепно узнаваемы. Сенсацией же вечера становятся другие героини Гофмана: его Муза (она же его друг Никлаус), иронично снижающая порывы поэта и навсегда раненная им, - Ангелика Кирхшлагер; истаивающая в каждом звуке смертельно больная певица Антония - Красимира Стоянова, чей магический тембр погружал в красоту безысходного; и заводная кукла Олимпия - виртуозная во всех смыслах Любица Варгицова (дебютантка Зальцбурга, как и Стоянова). Вместе с Нагано их энергетика преобразила красивую (для кого-то чрезмерно) музыку до события, сметающего пожелтевший пасьянс "Гофман - Оффенбах - романтизм". Остается выразить признательность сцене (режиссер Дэвид МакВикар, художник Таня Маккаллин), чья традиционность сумела стать органичной рамой большой художественной картины.
Пробел в театральных поисках восполнили три постановки моцартовских опер. Прошлогодний лидер "Дон Жуан" (дирижер Николаус Арнокур, режиссер Мартин Кушей) остался им и нынче. В этом году снова выделилась Анна Нетребко, особенно по контрасту с вокальными проблемами Томаса Хэмпсона, "проговорившего" знаменитую арию Дон Жуана "с шампанским". Нетребко - подлинная героиня этого сезона в СМИ, которые увлеченно пишут об оперной Одри Хепберн, а ее продюсеры удачно создают микст примадонны и поп-дивы.
Тандем Арнонкур-Кушей продолжил свою моцартиану "Милосердием Тита". Но тут сенсации не получилось. Режиссерская идея об абсолютном властителе, чей абсолютизм - в виде навязанного милосердия - вторгается в нравственную зону человека, показалась, несмотря на современность, слегка умозрительной. Хотя основания для этого дает и сама последняя "серьезная" опера Моцарта, написанная через два года после кровавых событий французской революции по случаю коронации кайзера Леопольда II в Праге королем Богемии. Может быть, камерной драме Кушея-Килиана было не совсем уютно в громоздкой четырехэтажной конструкции сцены "Фельзенрайтшуле" с ее холодными стенами и неважной акустикой. Само собой, Арнонкур с филармониками в этих условиях были на высоте, как и прекрасная команда певцов. Среди виртуозно разыгранных ролей выделялись "доставший" себя и всех остальных император Тит (Михаель Шаде), тонко рефлексирующий Секст (чудная Веселина Казарова, которая в ноябре даст концерт в Москве), его друг Анний (выразительный дебют латышки Элины Гаранка) и верный служака Тита Публий (Лука Пизарони изящно сочетает эту роль с Мазетто в "Дон Жуане").
Баланс Зальцбурга подвели две премьеры классиков музыки ХХ века. Последнее, по словам автора, оперное послание 77-летнего Ханса Вернера Хенце "Удод и триумф сыновней любви" - изысканно-утомительное повествование старого человека по мотивам сирийской сказки. Он оглядывает свой путь в поисках мечты - птицы счастья и понимает, что ее нельзя поймать и удержать в клетке. Птица улетает навстречу вертолетам в небе зальцбургского аэродрома. К открытию суперсовременного "Ангара 7" здесь исполняется "Геликоптер-квартет" 75-летнего Карлхайнца Штокхаузена для тремолирующих струнных и ревущих винтокрылых машин.
Зальцбург-Екатеринбург