Глядя на эту Джульетту (Алия Таныкпаева) и этого Ромео (Кирилл Радев), радуешься их задору.
Фото Алексея Бражникова
Нынешняя премьера "имперцев" на сцене Новой оперы - "Ромео и Джульетта" - не новая постановка, а хорошо проверенная старая. Та самая классическая версия Леонида Лавровского, которая до недавнего времени шла на сцене Большого театра, с 1946 года была популярна в Москве, а потом, в процессе театральных поисков нового, исчезла из габтовской афиши. С точки зрения и кассы, и искусства выбор главы "Имперского русского балета" Гедиминаса Таранды - правильный. Балет не устарел, он очень зрелищный, много разнообразных танцев, не меньше пантомимы, всегда облегчающей зрительское восприятие и картинно воспроизводящей трагические шекспировские события. Конечно, пришлось пойти на некоторые изменения - труппа-то небольшая для густонаселенного персонажами спектакля, и творческие амбиции возобновителей тоже имеют место быть. В афише в качестве редактора постановки стоит имя сына Лавровского, танцовщика и хореографа Михаила Лавровского, т.е. все изменения сделаны или им самим, или с его согласия.
Из балета убраны некоторые персонажи (например, веронский герцог, мирящий враждующие семейства). Исчезли отдельные куски старого спектакля (сцена перед свадьбой Джульетты, когда ее обнаруживают мертвой). Самолично Тарандой переставлен финал второго акта - сцена оплакивания Тибальда: раньше это была сильная сцена с леди Капулетти, разрывающей от горя одежды и проклинающей весь белый свет. Теперь два трупа, Тибальда и Меркуцио, выносят и ставят рядом для того, чтобы зритель наглядно прочувствовал глупость наследственной вражды.
Все это сделано не просто так, но в рамках главной задачи: соответствовать декорациям художника Евгения Лысика, от восхищения искусством которого и возникла идея постановки в Имперском русском балете. Вообще спектакль - редкий, если не единственный в своем роде проект, когда под давно имеющиеся декорации (1971 год, спектакль "Ромео и Джульетта" во Львове) возобновляется хореография, изначально создававшаяся в другом оформлении. Лавровский-старший выпустил балет вместе с художником Вильямсом. Лавровский-младший и Таранда, программно отринув тяжелую конкретно-историческую помпезность прежней сценографии, возлюбили метафорическую обобщенную назидательность Лысика. Средневековая архитектура преобразилась у него в ряды серых кирпичных прямоугольных кладок, над которыми по очереди сияет то яркий круг солнца, то матовый овал луны. Главная находка сценографа, которую он использует во всех своих постановках, - это огромные (и своей визуальной настырностью часто отвлекающие от танцевального рисунка) лики с горящими глазами, взирающие на зрителей с задника. В "Ромео" свисают занавеси с цитатами из полотен итальянских художников кватроченто, от Боттичелли до Леонардо. И непременный для Лысика лик Христа, страдальчески взирающего на чудные дела человечьи.
Соответственно и балет постарались привести в такой вид, чтобы наглядного средневековья на пороге ренессанса на сцене было поменьше, а вневременных ассоциаций с Добром и Злом - побольше. Правда, полнокровно-жаркие мизансцены Леонида Лавровского теперь работают на контрасте с декорациями, но такой вариант в принципе возможен. В конце концов музыка Прокофьева тоже имеет мало общего с тем пониманием реализма в искусстве, которое исповедовал Лавровский, апологет "драмбалета". Это не помешало его спектаклю стать всеми любимым.
Что можно пожелать кордебалету нового спектакля? Если они как следует потренируются в исполнении характерных танцев - хуже не будет. С главными героями картина иная. К премьере Таранда набрал в труппу много новых молодых дарований. Доверил им главные партии. И не проиграл. Глядя на эту Джульетту (Алия Таныкпаева) и этого Ромео (Кирилл Радев), радуешься их задору и вспоминаешь, что девушке Капулетти по Шекспиру всего четырнадцать лет, да и ее любимому Монтекки - немногим больше. Юные лауреаты международного балетного конкурса в Люксембурге, прыгучие и артистически легкие, вместе с исполнителем партии Меркуцио Александром Лодочкиным разыграли балет по-своему интересно. Они рассказали грустную историю о невезучих подростках в мире взрослых.