Кубизм уже никому не в новинку.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Спору нет, хорошая экспозиция. Много картинок, на которые можно посмотреть и порадоваться. Узнать, например, что академик Ряжский, уже в двадцатые - автор бессмертного полотна "Делегатка", был во младенчестве верным и преданным учеником Казимира Севериновича Малевича. И свидетельство тому - супрематическое творение Ряжского, которое можно увидеть на выставке. Вопрос один: при чем здесь кубизм? Парижское (по преимуществу) художественное течение - Пикассо, Брак, Леже...
Конечно, Пикассо на выставке присутствует. Не самые лучшие работы. И не самые характерные кубистические. Но вопроса это не снимает. Потому что лучшая часть выставки показывает поиски русских художников, имеющие отношение к французскому кубизму только в смысле противоречия, взаимоотталкивания. Например, "Черный квадрат". В другой части выставки представлен "салонный кубизм" - работы тех художников, которые превратили радикальный художественный эксперимент в быстроусвояемый продукт. А может быть, вовсе не тот "кубизм" из энциклопедий имелся в виду?
Я вышел с выставки с твердым знанием о том, что есть "кубизм" по версии Третьяковской галереи. Это такое художественное течение, которое изображает кубики, на худой конец - квадратики. Например, Шагал - это кубизм (и на выставке представлена убедительная иллюстрация - картина мастера: вся слегка в квадратиках). Проблема в том, что такое же в точности представление о кубизме я имел в возрасте 10 лет - задолго до того, как начал читать умные книжки по истории искусства. Итак, ничего нового в концепции выставки "Кубизм" нету. Зато вышла замечательная иллюстрация к детскому тезису про кубики.