В 1874 г. Тургенев приобрел поместье на высоком холме с видом на Сену в Буживале, что в нескольких километрах на запад от Парижа. Уже находившийся на его территории просторный особняк из белого камня он прозвал виллой Виардо. Там проводила лето семья известной певицы. Для себя же отстроил трехэтажное шале чуть выше, на небольшом пригорке, окрестив его "Ясенями". Этот самый пригорок с отреставрированным зданием и занимает музей, посвященный пребыванию писателя во Франции. Вернее арендует у мэрии города, которая на торгах купила территорию в 8 га с прицелом на постройку здесь... спортплощадки (власти города даже не подозревали об истории этого места). К счастью, великолепные деревья усадьбы не подлежали вырубке, и планы градоначальников лопнули.
Ассоциация друзей И.С. Тургенева, со дня ее основания возглавляемая профессором Александром Звягильским, по крупицам собирала нынешнюю коллекцию: принимала дары (среди них уникальное прямоугольное пианино, на котором играли Виардо и Брамс, и рабочий стол писателя), выискивала раритеты на аукционах, Звягильский выставил в залах свое личное собрание редких документов. Все для того, чтобы музей был и жил. И он жил, хотя и нелегкой жизнью. На оплату аренды "Ясеней" уходили все членские взносы и выручка от продажи входных билетов. Общество устраивало в Буживале музыкальные вечера, издавало "Тургеневские тетради", кучка энтузиастов на добровольных началах обеспечивала функционирование музея.
И вот в канун 20-летнего юбилея вместо праздничных поздравлений музей предупредили, что договор об аренде помещения с ними продлевать не будут ввиду недоходности места. Дескать, и посетителей мало, около 3 тысяч в год, а нужно в десять раз больше, т.е. минимум 30 тысяч. Да и работает он только в благоприятный сезон, а зимой закрыт. Сделайте ваше предприятие рентабельным, иначе 31 октября мы вынуждены будем приостановить вашу деятельность. Примерно так звучало полученное обществом предупреждение.
За коллекцию опасений не возникает, она принадлежит ассоциации. Другое дело, что личные вещи, рукописи, автографы писателя, с одной стороны, и сами стены, в которых автор "Записок охотника" в течение многих лет проводил весну и лето, принимал интеллектуальную элиту Франции и России, где провел последние дни жизни и скончался, неотделимы друг от друга. Аура этого места имеет неоценимое значение.
Авторская копия картины Поленова, и поныне висящая в кабинете писателя, поражала гостей, посещавших небольшой городишко: "Московский дворик" на французской земле напоминал далекую, залетную птицу. Тургенев помог художнику, когда тот находился в Париже в качестве стипендиата. Впрочем, он помогал многим русским, попадавшим на чужбине в затруднительное положение. Для соотечественников он основал и русскую библиотеку, которой после смерти писателя было присвоено его имя. Единственная сохранившаяся до наших дней парижская русская библиотека им. Тургенева несколько лет назад торжественно отмечала свой 125-летний юбилей.
Старинный друг поэт Яков Полонский упрекал писателя за его частые визиты во Францию, полагая, что Спасское-Лутовиново, фамильная вотчина, в которой прошли детские годы и были написаны самые значительные произведения, - именно то родовое гнездо, в котором надлежит жить Ивану Сергеевичу. Тургенев отвечал, что таких гнезд у него два, имея в виду "Ясени" в Буживале. Зимние месяцы писатель проводил в парижском особняке Виардо на улице Дуэ (там сейчас висит мемориальная доска). Считая своим долгом отплатить за гостеприимство, он записал владельцами "Ясеней" себя и Полину Виардо. Последние 4 месяца жизни писатель провел в Буживале. Рак позвоночника доставлял ему жестокие страдания, Полина не отходила от него, собственноручно делая ему уколы морфия. Здесь же писатель продиктовал ей свои последние произведения. Одно из них, "Конец", рассказ о терроризме в русской деревне, стало пророческим предсказанием грядущих на его родине событий. Дочь г-жи Виардо Клоди нарисовала больного Тургенева в спальне, бережно зафиксировав все детали интерьера. Благодаря художнице век спустя обстановка комнаты была воссоздана до мельчайших подробностей.
В сентябре этого года исполняется 200 лет со дня рождения Проспера Мериме, единственного французского писателя, не только знавшего русский язык, но и занимавшегося переводами русской литературы, стремясь познакомить французскую публику с лучшими произведениями русских классиков. XIII Международный коллоквиум, посвященный памятной дате, будет проводиться в Сорбонне и в здании французского сената. Он организован Ассоциацией друзей Тургенева и пройдет под лозунгом "Мериме и Тургенев - первые послы европейской культуры".
Пока же профессор Звягильский составляет петиции в защиту музея, ищет партнеров и меценатов, ломает голову над тем, как усилить рекламу, чтобы привлечь внимание к "Ясеням" не только специалистов-тургеневедов, разбросанных по всему миру, но и самой широкой публики.
Бросают взоры и в сторону России. А что скажет она?
Париж