Сложные времена для коллектива, заслуженно считавшегося одним из лучших и наиболее удачливых среди московских оркестров, начались с досрочным уходом Владимира Спивакова. Минувшей весной маэстро объявил о создании нового симфонического оркестра.
Когда-то Михаилу Плетневу удалось собрать под свои знамена лучших оркестрантов столицы, ощутимо ослабив ряд ведущих коллективов. На сей раз ситуация гротескно повторилась - к Спивакову ушло около тридцати "плетневцев"; зато среди пришедших на их места сразу замечаешь немало лиц, хорошо знакомых по другим оркестрам. Как выяснилось, ни генеральный продюсер оркестра Сергей Марков, ни сам Плетнев не видят здесь проблемы: по их словам, оркестр лишь выиграл от прихода молодых. Марков сослался также на мнение Ростроповича, работавшего с РНО в конце лета и высоко оценившего его новый состав.
Можно лишь воздать должное дипломатичности руководителей оркестра; впрочем, на другие острые темы они высказывались откровеннее. Сильнее всего досталось Московскому дому музыки - именно там в этом сезоне РНО проводит концерты "Осеннего абонемента". По словам Маркова, перенос концертов на новую площадку оказался ошибкой, - по вине руководства зала два концерта из запланированных пришлось отменить. В резких тонах шла речь и о Министерстве культуры: потепление в отношениях оркестра с этим ведомством наступило весной, когда было подписано соглашение о финансировании Минкультом ряда программ РНО, однако обещанных денег, по словам Плетнева, до сих пор никто не видел.
За лето в РНО произошли не только кадровые перемены. Записано три CD с Кентом Нагано. А в планах - выступления РНО с такими выдающимися дирижерами, как Лазарев, Слаткин, Берглунд, Юровский и Плассон. В программах оркестра - не только привычные Бах, Моцарт, Гайдн, Рахманинов, Мусоргский и Равель, но и более редкие для этого коллектива Пярт, Цемлинский, Корндорф и Рихард Штраус.
Третьего сентября стартовал сезон РНО; вечер открылся вторым фортепианным концертом Брамса. Елизавета Леонская солировала, как всегда, качественно, однако опус Брамса, по драматургии тяготеющий к симфонии, в исполнении обновленного РНО был начисто лишен необходимого напряжения. В кульминационных моментах оркестр звучал неуверенно и вяло, а валторна проглотила не менее двух нот. Повторяющиеся эпизоды заставляли предположить, будто исполнители пытаются задним числом исправить ошибки и придать глубину той или иной фразе не с первой, так со второй попытки - но это не спасало положения.
Второе отделение приятно удивило - с первых же нот Восьмой симфонии Дворжака оркестр зазвучал гуще, увереннее, плотнее. И если в третьей части дирижер не вполне выдержал баланс между задумчивым характером музыки и танцевальной природой вальса, а в финале позволил оркестру сыграть явно громче необходимого, то в целом второе отделение оказалось куда удачнее первого. Исполненный на бис Славянский танец Дворжака ми-минор закрепил относительно благоприятное впечатление. Ближайший концерт оркестра ожидается в октябре - программу из сочинений Баха и Моцарта Плетнев представит одновременно как дирижер и солист. До конца сентября свой Российский национальный представит публике и Владимир Спиваков: неизбежное сравнение двух коллективов обещает стать одной из главных интриг сезона.