Валерия Фокина перебросили на укрепление Александринского театра.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
В минувшую пятницу Валерий Фокин дал свою первую пресс-конференцию в роли художественного руководителя Александринского театра. Этого события ждали аж с конца прошлого года. В преддверии 250-летнего юбилея театра, который падает на 2006 год, министр культуры Михаил Швыдкой неоднократно озвучивал необходимость укрепления его руководства. А совместная пятилетняя художественно-исследовательская программа Александринского театра и Мейерхольдовского центра "Новая жизнь традиции", финансируемая Министерством культуры, предполагала хотя бы кураторскую роль Валерия Фокина. В рамках этой программы он еще в октябре выпустил гоголевского "Ревизора", признанного критикой безусловной удачей минувшего сезона. В конце концов художественный совет театра обратился к министру культуры с просьбой о назначении Валерия Фокина. Несколько дней назад на традиционном сборе труппы Александринского театра министр культуры Михаил Швыдкой огласил приказ Минкульта, согласно которому Валерий Фокин с 25 августа на три года становится художественным руководителем Александринского театра. Три года, на которые с ним заключен договор, несомненно, не срок для каких-либо кардинальных новшеств, но худрук уже озвучил свои намерения. Он видит основную задачу в том, чтобы создать фундамент для качественных изменений.
Фокин подтвердил, что, как предполагалось, главным режиссером станет Александр Галибин, который последние три года возглавлял новосибирский театр "Глобус". "У Галибина есть опыт руководства", - сказал Фокин. Как объяснил худрук, такое "раздвоение" руководства связано с тем, что он сам будет по-прежнему руководить Мейерхольдовским центром в Москве и не сможет ежедневно руководить петербургским театром. По контракту, Фокин должен наезжать в Питер не менее четырех раз в месяц. Сам Валерий Фокин собирается "осуществлять общее руководство и решать вопросы экономического толка", а на долю Александра Галибина достанутся вопросы творческие, работа с труппой, репертуаром, да и просто постановка собственных спектаклей. Материалом для работы коллеги худрук видит прежде всего современную драматургию. Сам же Фокин за эти три года хочет сделать в этом театре две постановки: что-либо из Достоевского и "Живой труп" Толстого.
Худрук озвучил конкретные репертуарные планы на сезон. Григорий Козлов уже репетирует пушкинские "Маленькие трагедии". Маттиас Лангхофф (которому в прошлом сезоне театр уже заплатил неустойку за срыв сроков выпуска премьеры) все же выпустит в сезоне начинающемся "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина. В феврале состоится премьера спектакля по пьесе Андрея Толубеева "Александрия". А уже в 2005 году польский режиссер Кристиан Лупа поставит чеховскую "Чайку". Также Фокин хочет привлечь к сотрудничеству с театром режиссеров, которые уже стали гордостью питерской сцены, - Анатолия Праудина, Юрия Бутусова и Андрея Могучего.
Александринский театр содержит актерскую труппу численностью более 80 человек, далеко не каждый из которых активно занят в спектаклях текущего репертуара и уж тем более может рассчитывать на работу в будущем. Однако худрук озвучил свое желание сохранить труппу театра в ее нынешнем виде: "...никаких кавалерийских замахов не будет".
Одной из важнейших задач Фокин назвал реконструкцию планшета большой сцены театра и ремонт самого здания. Для этого, несомненно, придется на время закрыть Александринку. Но, как отметил худрук, речь идет об относительно кратком перерыве - месяца на четыре, а отнюдь не о годе, как планирует, например, Мариинка. Также Фокин собирается завершить строительство новой сцены театра, временно "замороженное" из-за отсутствия средств. Зал-трансформер на 400 зрительских мест худрук предполагает отдать новому поколению молодой питерской режиссуры, прежде всего ученикам Григория Козлова.
И напоследок Фокин обратил внимание журналистов на то, что Александринский театр до сих пор не имеет генерального спонсора. Вероятно, его поиск станет ближайшей и важнейшей задачей худрука.
Санкт-Петербург