0
663
Газета Культура Интернет-версия

02.09.2003 00:00:00

Танцы на сцене и в постели

Тэги: гран па, фестиваль, балет


Как только утих моралистический скандал, связанный с балетом "Благовещение", стало возможным вычленять хорошие, средние и плохие спектакли фестиваля "Гран-па" исключительно по критериям художественного качества. И сразу выяснилось, что откровенно плохих балетов на фестивале не было вовсе, а хороших и отличных - по паре штук. Что в итоге выводит "Гран-па" на уровень серьезного проекта.

Пока же выступления израильского "Кибуца" и британского "Рамбера" показали, что зарубежный современный балет вовсе не погряз в одних лишь концептуальных проектах, выталкивающих из себя само понятие танца. Мотивы для создания балетов могут быть самые разные. "Кибуц", например, и вовсе отталкивается от политики. В спектакле "Screensaver" смешаны компьютерная графика ("третьего тысячелетия", с гордостью повествуется в программке), видеопроекции с документальными кадрами повседневной жизни воюющего Израиля, мускулистые полутанцы-полузарядка тацовщиков обоих полов на постелях. И две символические фигуры: некто зловещий в сером скафандре (бог войны? палестинский террорист?) и ясная девица в белом (душа Израиля?), неторопливо раскатывающая по полу длинный бумажный рулон, похожий на свиток Торы. Безусловно, можно понять и принять мотивы, вдохновившие хореографа Рами Беира на этот монотонно длинный балет. Но в России, где подобное искусство насаждалось десятки лет, проблемы назидательных спектаклей особенно бросаются в глаза. Горячую любовь к родине художнику надо еще преобразовать в формы искусства, которое всегда противится лозунгам. Иначе получается не театральный проект, а отанцованный государственный флаг, патриотически трепещущий на ветру.

Пожалуй, самой интересной оказалась фестивальная программа Рамбер-балета. Старейшая танцевальная компания Великобритании и оправдала, и опровергла это звание. Оправдала ретроспективой из трех спектаклей, самому старому из которых, "Танцам призраков", уже сорок лет. Балет Кристофера Брюса создавался в эпоху расцвета модерн-данса, когда тело танцовщика уже научилось повествовать миру не о гармонии, как это делал балет классический, а о тревогах этого мира. Но по инерции прошлого тело еще нуждалось во внешней причине танца, будь то музыкальная партитура или сюжет. В данном случае поводом стали южноамериканские индейские мелодии и размышления хореографа о бренности, а способом решения - кажущиеся ныне очень простыми танцы людей и демонов смерти в страшных масках. Рядом с этим добротным, красивым, но уже старомодным балетом "Рамбер" показал два головокружительных опуса, которые сразу заставили забыть о словах "старейшая компания" и вывели гастроли на суперсовременный уровень. Тончайшие "Мимолетности" под Прокофьева, цикл музыкальнейших, коротких, как афоризм, миниатюр хореографа Ханса ван Манена, ничем, кроме одного, не похож на блистательное "Предчувствие" Уэйна Мак-Грегора, поставленное под минималистскую музыку. Но как раз то "одно", что связывает оба балета, и есть самое важное в современном танце. В нем тело не выражает ничего и никого, кроме самого себя, но уж здесь-то оно стремится добраться до самых глубин телесности, в молниеносных импульсах танца обнаружить и превзойти собственные резервы скорости, энергии и ощущения пространства.

...Гала-концерт, завершивший фестиваль, порадовал трогательным финалом, в котором в общем танце братались зарубежные участники фестиваля. И огорчил первым отделением, где танцевали московские и питерские артисты. Конечно, было интересно увидеть новую московскую балерину Светлану Захарову, которая с этого сезона оставила Мариинский театр ради Большого и открыла концерт своей роскошной одалиской из "Шехеразады". Но другие участники (кроме Дмитрия Белоголовцева - Квазимодо из "Собора Парижской Богоматери"), кажется, еще не оправились от летних отпусков. Впрочем, все это показалось неважным, когда на сцену вышли солисты "Балета Прельжокажа". В двух отрывках из "Ромео и Джульетты" они заставили обозревателя "НГ" привставать с кресла от зрительского волнения. Было приятно кричать "браво" исполнителям этого шедевра. И дай бог Большому театру, который в новом сезоне собирается ставить новаторский для себя балет, "Ромео и Джульетту", без танцев на пуантах, как у Прельжокажа, - достичь такого же пронзительного уровня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
459
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
520
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
317
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
401

Другие новости