Вечный провокатор Ларс фон Триер.
Фото Reuters
После удручающе невнятного Каннского фестиваля, а до того - еще более невнятного Берлинского все ожидали, что вот уж Венеция всем покажет, что именно она подхватит падающее знамя мирового фестивального движения. Но пока руки слабы. Все силы уходят на скандалы и скандальчики.
Поначалу заскандалило море, а в таком городе, как Венеция, это может иметь непредсказуемые последствия. На этот раз, правда, обошлось локальным наводнением. По площади Сан-Марко разгуливали люди с закатанными штанами, а то и вовсе без оных - вода стояла по колено.
Настоящий скандал и печальные для фестиваля последствия вызвало заявление директора фестиваля Морица де Хадельна: "Единственное, что мешает Венецианскому фестивалю, - это итальянцы". Можно себе представить, как восприняли этот пассаж пришлого австрийца в Италии. Фестивалю тут же катастрофически урезали дотации. Это, в свою очередь, заставило организаторов биеннале оказать гостям прием поскромнее. Журналистам, например, отказали в льготном проезде к фестивальному центру. А проезд, между прочим, долгий и дорогой, на перекладных. По карману бьет заметно. Не успели перемыть кости директору фестиваля, как разгорелся скандал на государственном уровне. Причина в довольно слабом итальянском фильме "Государственная тайна". Первые полосы газет до сих пор пестрят крикливыми заголовками вроде "Венецианский биеннале смешал государство с грязью!". Дело в том, что когда в 1947 году на Сицилии расстреляли первомайскую демонстрацию, вину за это итальянское "кровавое воскресенье" свалили, разумеется, на мафию. На том и успокоились. И вдруг по прошествии 56 лет кинематографисты вспомнили ту историю и, расставив совсем другие акценты, пришли к выводу, что демонстрантов расстреляли по приказу властей. Андреотти по этому поводу сделал официальное заявление и теперь направо и налево дает интервью, обвиняя деятелей искусства в преступном вранье. Деятели искусства отвечают тем же. Вот такая волшебная сила искусства.
После неофициального триумфа в Каннах Ларса фон Триера здесь ждали с особенным нетерпением. Триер, разумеется, не приехал (не такой он простой парень, чтобы кататься по фестивалям, где ничего не получает). Зато приехал его новый документальный фильм "Пять препятствий". И вызвал бурю восторга у тех, кто считает, что гений и злодейство - две вещи совместные. Суть в следующем. Как-то Триер предложил датскому режиссеру Лету снять ремейк одного его давнего фильма. Старик обрадовался и даже не придал значения тому, что Триер в качестве непременного условия выдвинул требование соблюдать все его, триеровские, пожелания. В результате он снял абсолютно издевательское кино, где выставил Лета попросту дураком. Лет, в свою очередь, объявил Триера подонком и выразил пожелание, чтобы эту картину посмотрело как можно больше народу, ибо, чем больше людей увидит, какой Триер подлец, тем лучше.
В Венеции трепетно следили за встречей на Сардинии Путина и Берлускони. На эту тему довелось даже побеседовать с местными наркоманами, которые преувеличенно внимательно следили за течением воды. Заслышав русскую речь, двое из них заставили себя подняться, подойти и заплетающимися языками выразить уверенность, что теперь между нами все будет в порядке.
С некоторым ожиданием русская публика шла на фильм Алексея Германа-младшего "Последний поезд". Ничего удивительного и страшного, что младший Герман до мелочей повторяет стилистику отца. Беда в том, что, в отличие от отца, юный Герман во всем словно недотягивает. Обратившись к теме Вкликой Отечественной, Герман-младший пытается уверить нас в несовместимости искусства и войны. Но, видимо, ясности в мыслях у молодого Германа не было, ему не хватило художественного запала, чтобы довести свой замысел до логического завершения. Хотя на фоне нашего, по большей части бессмысленного молодого кино попытка внести нравственные ориентиры достойна внимания.
Сегодня мы увидим единственный российский конкурсный фильм дебютанта Андрея Звягинцева "Возвращение". Фильм уже заранее объявили сенсацией только на том основании, что за него чуть не передрались четыре крупных международных кинофестиваля. Для русского дебютного фильма, согласимся, это серьезное основание считаться сенсационным.
Венеция