Вечером в среду в Венеции открылся старейший в Европе кинофестиваль, вернее, международная киновыставка, как дословно переводится его официальное название. 60-й по счету! Даже те, кто обычно старается засветиться в Каннах, в этом году согласились потянуть до конца августа, и ожидания как светские, так и кинематографические с Венецией в этом году связываются особые. Большие, чем с разочаровавшим многих в этом году Каннским. Дирекция Венецианского фестиваля, кажется, сделала все, чтобы затмить конкурентов по всем параметрам.
Впрочем, сама церемония открытия мало чем отличается от ей подобных: в Венеции, как в Каннах, в Каннах, как в Сочи, на Кинотавре. Другое дело - состав участников! В Венеции по дорожке от пятизвездочного отеля Эксельсиор до кинотеатра Ар Деко в этом году прошлись Джордж Клуни, Антонио Бандерас, Катрин Денев, Николь Кидман, Кэтрин Зета Джонс, Джонни Депп, Омар Шариф. Последний приехал еще и затем, чтобы получить награду - почетного Льва. Те, кого принято называть киноманами, то есть любопытствующие, занимали места с самого утра, чтобы в нужный момент прокричать имя любимой или просто знаменитой актрисы (или актера) и трубным гласом откликнуться на едва заметный поворот головы. Организаторам удалось добиться желаемого ажиотажа: почти все гостиничные номера в Венеции и вокруг были раскуплены еще весной, причем цены владельцам удалось поднять до рекордных - скромный одноместный номер тянет на 200 евро. Но вернемся к нашим, а вернее, к их звездам. Помимо церемонии открытия Кидман покажется еще и на премьере нового фильма Роберта Бентона "Позор", где играет вместе с Энтони Хопкинсом, а Клуни и Кэтрин Зета Джонс прилетели в Венецию, чтобы участвовать в премьере внеконкурсной "Невыносимой жестокости" братьев Коэнов. Среди других обещанных и заявленных кинособытий премьера нового фильма Питера Гринуэя и его же лекция под интригующим заголовком "Кино умерло". Российское кино представлено фильмом Андрея Звягинцева "Возвращение". В конкурсе короткометражных фильмов покажут "Нефть" Мурада Ибрагимбекова, в соревновании кинодебютантов - фильм Алексея Германа-младшего "Последний поезд".
Торжественную церемонию открытия вела в этом году балерина и киноактриса Алессандра Мартинес. Открылся фестиваль, как было обещано, мировой премьерой последней сентиментальной комедии Вуди Аллена "Что-нибудь еще" ("Anything Else"). С Венецией Аллена связывают давние отношения, поскольку часть его картины "Все говорят, что я люблю тебя" снята именно в Венеции, а в 1995 году он получил здесь награду за достижения в области киноискусства. В Венеции же состоялись премьеры восьми предыдущих фильмов Аллена, но на кинофестиваль он приехал впервые. Это одно из редких появлений артиста и режиссера на публике за пределами его родного Нью-Йорка. Как и прежде, в новой его картине сразу несколько сюжетных линий, отношения запутаны, сам режиссер играет пожилого нью-йоркского художника, который самым романтическим образом увлекается юной особой (в этой роли снялась Кристина Риччи). Главную мужскую роль сыграл Джейсон Биггз, ставший знаменитым после "Американского пирога".
Директор Венецианского кинофестиваля г-н де Хадельн накануне открытия с гордостью сообщил журналистам, что за право принять участие в фестивале в этом году сражалось рекордное число картин - 1591, из которых публика увидит 143, 86 полнометражных и 57 короткометражных. Де Хадельн также сказал, что основной темой нынешнего фестиваля, вероятно, станет секс, а фильмы с ближневосточной тематикой вызовут ожесточенные споры (что уже подтвердил вышедший в наш прокат, а прежде показанный на ММКФ фильм "Божественное вмешательство").
Любопытно, как два текущих кинофестиваля поделили между собой Мартина Скорсезе. На кинофестивале в Монреале, который тоже открылся в эту среду, главное событие - ретроспектива фильмов легендарного кинорежиссера. Сам же Скорсезе отдал предпочтение Венеции, где примет участие в закрытом предварительном просмотре кинодокументальной серии об истории блюза "The Blues", которую он продюсирует. А в Венеции началась ретроспектива Роберто Росселлини, и вообще свое итальянское кино гостям решили показать в максимальном объеме, в одном только конкурсе несколько итальянских картин. Так что в Италии, как и в России, любое важное киномероприятие стараются использовать как выставку достижений национального кинохозяйства. Даже если это самое кино переживает сегодня не лучшие времена.