- В Каннах - очередной фестиваль русской культуры. Я был на одном из них. Балет Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко собирал полные залы. А вот на встречу с Маканиным пришел, кажется, я один. Послушать Пелевина захотели человека четыре из приехавших журналистов. Сумма, которую выделяет на нынешний фестиваль Министерство культуры, впечатляет: 6,5 миллиона рублей! Зачем это вам? И уж совсем несерьезным показалось ваше замечание - превратить Канны в культурный Давос. Для Давоса необходимо участие еще нескольких стран┘
- Фестиваль в Каннах задумывался без участия Министерства культуры, первые три года он проходил только при нашей моральной поддержке. Инициатором фестиваля была некая туристическая компания. Идея была простая: в августе на Лазурном берегу отдыхает немало состоятельных туристов из России и из других стран, поэтому хорошо бы устроить некое действо, чтобы они могли потратить деньги не только на казино и бутики. В какой-то момент коммерческий расчет не оправдался, и турфирма предложила нам взять организацию фестиваля в свои руки. Мы решили, что раз уж пиар состоялся (и не за государственные деньги!), то почему бы не согласиться. С этого момента программа стала гораздо серьезнее. В этом году в Канны приедет оркестр "Новая Россия" Юрия Башмета (солистом выступит Виктор Третьяков), Хор Пятницкого, состоится европейская премьера нового документального фильма о Солженицыне, хотим показать "Кукушку" Александра Рогожкина, "В движении" Филиппа Янковского, анимационный фильм Алексея Демина "Кошки под дождем" - лауреат премий "Золотой орел" и "Ника". В одной компании с мэтрами выступят муниципальный духовой оркестр из Новоуральска и группа "Барабанщицы" из Ульяновска. Конечно, все это стоит денег, но для нас очень важно, что в этом году фестиваль из российского проекта во Франции превратился в совместный российско-французский проект. Наше международное культурное сотрудничество должно в максимальной степени обеспечивать интересы нашей внешней политики, чтобы великая российская культура стала позитивным фоном для решения нашей страной глобальных задач в тех регионах, которые мы считаем своей "сферой жизненных интересов". Франция в эту сферу, безусловно, входит.
- Вы готовили заседание Госсовета, посвященного вопросам культуры, на котором, без боязни обвинений в "связях с советским прошлым" было произнесено слово "госзаказ". Чем станет госзаказ в культуре?
- Вас смущает сам термин, ассоциирующийся с советским прошлым? Но ведь он вполне точен и конкретен. На протяжении последних 15 лет к этому слову относились максимально осторожно. Считалось, что госзаказ - некий инструмент административного давления на культуру и деятелей искусства. Но что плохого в том, если талантливого писателя или режиссера мы просим написать повесть или поставить спектакль, способный заинтересовать детскую аудиторию. И государство платит ему за это деньги. Посмотрите, что сейчас происходит с искусством для детей. Я думаю, что пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить то крупное, что было сделано за последние годы в этом направлении - в детском кино, в детском театре┘ Если бы у нас в руках был такой инструмент, как госзаказ, мы бы могли конкретно и адресно на бюджетные деньги заказывать и творческим коллективам, и конкретным организациям такого рода проекты. Мы почему-то стесняемся говорить, что рынок существует и в сфере культуры. Просто заказчиком произведений будет выступать государство.
- Как-то выполняются сейчас решения, принятые на Госсовете?
- Безусловно. 16 июня состоялся Госсовет, 11 июля прошла коллегия Минкультуры, посвященная итогам Госсовета, где были приняты конкретные решения с конкретными исполнителями и сроками - по выполнению решений президента.
- Не могли бы вы привести пример? Борису Васильеву написать повесть или роман?
- Конечно, в решениях коллегии такой конкретики нет. Там есть такие, скажем, формулировки: при разработке федеральной целевой программы "Культура России 2006-2010 годы" обеспечить реализацию указанных на заседании Госсовета приоритетов, обратив особое внимание на реализацию комплекса мер по сохранению культурного наследия народов России.
- Я слышал, предполагалось, например, в рамках госзаказа обязать российские оркестры выступать в провинции, куда они едут без особого удовольствия, так как суточные небольшие и условия - не ахти какие.
- Наши оркестры не нужно обязывать. Они сами просят помочь им в организации гастролей по России. Только в этом году весной при помощи Министерства культуры оркестр "Новая Россия" дал концерты в Твери, Иванове, Нижнем Новгороде, Ярославле. Большой симфонический оркестр под управлением Федосеева в октябре отправится в Воронеж и Липецк, ГАСО Горенштейна - в Пермь, Тюмень, Челябинск и Курган... Российский национальный оркестр обратился к нам с просьбой профинансировать их турне по городам России в 2004 году - конечно, постараемся найти деньги. Недавно звонил Борис Эйфман, просил о помощи в организации гастролей по стране, хотя кто-кто, а уж Эйфман объездил весь мир.
- А само слово "госзаказ" из чьих уст появилось?
- Этот термин постоянно звучит в наших беседах с деятелями культуры и искусства. Для многих из них выполнение госзаказа - гарантия заработка. Кроме того, "госзаказ" и "идеологический заказ" - понятия разные. Госзаказ - дополнительный инструмент, который должен существовать в нашем арсенале наряду с другими формами работы. Например, в 2005 году мы будем отмечать 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Нам приходит много писем от ветеранов с просьбой о создании фильма. Что плохого в том, что мы заказываем автору сценарий, посвященный юбилею Победы?
- Нынешний год - Год России в Германии. Начало же года было несколько омрачено, когда Россия не вернула бременскому Кунстхалле коллекцию рисунков, хотя обещание вернуть было уже дано.
- Что касается ситуации с Бременской коллекцией, то никакой катастрофы нет. Месяц назад в Петербурге мы встречались с уполномоченной по делам культуры в ведомстве федерального канцлера госпожой Вайс. Поставили все точки над "i" в том, что касается Года германской культуры в России, который пройдет в 2004-м. Подписание документов состоится в ближайшее время. В рамках Года пройдет выставка "Москва-Берлин", которая откроется в конце сентября. На Франкфуртской книжной ярмарке Россия выступает хозяйкой главного павильона.