Виктор Розов был властителем дум трех поколений
В войну его, раненного, положили, как известно, в один барак с мертвецами. Считали, что не выживет. Розов остался инвалидом, но выжил, поскольку очень хотел жить. И потому кажется, что и нынешняя его борьба за жизнь не обречена, тем более что борется он с прежней неистовостью, геройски, и многолетняя его борьба вызывает восхищение и преклонение. И не казалось странным, когда год назад, презрев рассказы о тяжелой болезни Розова, Олег Табаков именно ему заказывал пьесу к 60-летию начала войны.
Сегодняшнему молодому поколению очень трудно объяснить, что такое властитель дум. Сегодня во властителей дум не верят, видя в этом признак несвободы. А Розов был властителем дум как минимум трех поколений, одновременно очень любимым и очень уважаемым.
Фронтовик, очень тяжело раненный, в молодости Розов мечтал быть актером и учился у великой Бабановой. Она никого и никогда не учила, а Розова взяла в ученики, и он был ею очарован. Человек большого мужества и большой внутренней самостоятельности, при этом не демонстративный, не резкий, не крикун, не трибун, Виктор Сергеевич тем не менее очень чисто и прямо прожил свою жизнь.
Его пьесы хорошо известны: он начинал мелодрамой "Ее друзья", считал ее слабой пьесой и восхищался, что и сегодня она собирает полные залы во МХАТе имени Горького. С этой и следующими, лучшими его пьесами, проповедническими, пьесами, у которых, как правило, хорошие концы и в которых, как правило, лучше людям хорошим, чем плохим, - с каждой из них связано что-то очень серьезное, очень существенное в нашем искусстве, не только театре.
"Ее друзья" в Центральном детском театре - это начало самого Розова, на него посмотрели и обратили внимание. "Страница жизни" - один из первых выходов на сцену Олега Ефремова. "В добрый час" - открытие нового качества режиссуры Анатолия Эфроса. "Вечно живые" послужили рождением "Современнику", а фильм "Летят журавли", снятый по этой пьесе и получивший в Каннах "Золотую пальмовую ветвь", дал фантастическое основание творчеству великого актера Алексея Баталова и определил трагический талант Татьяны Самойловой.
"В дороге" в Театре имени Моссовета - начало Геннадия Бортникова, очаровательного, тоненького мальчика, который бунтовал и постепенно находил дорогу к хорошему, хотя хотел найти - к плохому. "Традиционный сбор" - розовский спектакль Товстоногова, хотя та же пьеса шла и в "Современнике", и в других театрах. Существенно, что своим драматургом Розов был в самых лучших театрах того времени. Лучшие за него дрались, сражались и за него соревновались. Каждый спектакль по его пьесе становился событием, явлением, началом какой-то программы.
Он любил инсценировки (и некоторое время назад в интервью сказал, что не оставил еще надежду закончить пьесу по "Карамазовым" под названием "Четвертый брат"). Его "Брат Алеша" - знаменитый спектакль Эфроса, где замечательные роли сыграли Ольга Яковлева, Геннадий Сайфуллин, многие другие прекрасные актеры Малой Бронной. Розов дал основание и классическому спектаклю "Современника", который впервые попробовал себя на классике в "Обыкновенной истории" Розова, и за этот спектакль и театр, и Розов получили тогда Государственную премию.
Так он прожил жизнь, которую завершает необыкновенно достойно и прямо, даже героически, что бы по его поводу ни думалось и ни говорилось сегодня теми, кто не понимает и никогда, вероятно, уже не узнает, что такое властитель дум.