Многочисленные спектакли, в т.ч. мировая премьера заказанной к фестивалю оперы Йорга Видмана "Лицо в зеркале", и концерты (один посвящен 80-летию живого классика - дирижера Вольфганга Заваллиша) чередовались с различными акциями, симпозиумами и выставками. Триумф оперы на перекрестке веков и культур - конечная цель фестивальной команды под руководством интенданта сэра Питера Джонаса.
Сердцевина фестиваля - барочный раздел. Универсализм и фантазийность Монтеверди и Генделя вне конкуренции, их сочинения открыты самым современным решениям. Лидирует Гендель - три постановки: к уже известному "Ринальдо" (2001) в этом году добавились инсценировка оратории "Саул" (на английском) и открывшая фестиваль премьера "Роделинды". Ветхозаветная притча о противостоянии царя Израиля Саула и юного богатыря Давида, одолевшего великана Голиафа и филистимлян, разыграна с тонким вкусом. Молодой и модный режиссер Кристофер Лой (дебют в Баварской Опере) и художник Херберт Мурауэр ограничивают действие единой конструкцией - любопытная смесь англиканской церкви и небольшого концертного зала времен Генделя. Это отвечает статичной природе оратории. Возникает двойной эффект "театра через концерт" (или наоборот): играя сюжет, действующие лица одновременно изображают солистов и хор концерта-спектакля, а также участников общественного события (каким и было исполнение оратории). Остроты добавляет глобальная эклектика в духе идеи глобализации: современное человечество (прежде всего главные герои) решают проблемы вместе с персонажами XVIII века, одетыми в талесы и кипы, и действие плавно переходит из церкви в синагогу.
Начавшая ренессанс Генделя в XX веке "Роделинда, королева лангобардов" - сенсация фестиваля. Барочная история на сюжет раннего Средневековья (VII век, Милан) сплетает в узел неразрешимые аффекты: любовь и насилие, одиночество и ненависть, эротизм и узурпация власти, супружеская преданность и тирания. Пьесу о Фиделио XVIII века постановщики представляют в эстетике "черного" фильма первой половины XX века с отчетливым гангстерским колоритом. Остроумный замысел сценографа противопоставляет внешнюю свободу и пространство души. Впечатление сильное. Музыка в спектакле - событие, достойное шедевра Генделя. Болтон с оркестром полностью завладевают временем и пространством. Истинная королева вечера и всего фестиваля - Доротея Решман (Роделинда).
В традиционном дефиле царили свои кумиры. Любимица Мюнхена Эдита Груберова блистала в операх Доницетти и Беллини. Хотя королева бельканто с годами стала более напряженно начинать спектакли, в его кульминации - сценах безумия романтической героини - она по-прежнему неотразима и воздушна, достигая почти неправдоподобного в опере эффекта балетного парения.
Роскошный мейнстрим воплощала Мария Гулегина в паре с Сергеем Лариным (Манон и де Грие в "Манон Леско" Пуччини). Она явно контрастировала вывернутой постановке Андреаса Хомоки, превратившего "театр переживания" Пуччини в "театр представления": сцена зеркально отыгрывала интерьер и гостей Баварской Оперы (лестница, люстра, вечерняя публика), призывая смотреть спектакль в жанре театрального плаката.
После сенсационной донны Анны в Зальцбурге-2002 Анна Нетребко - фаворитка нового сезона. Став лицом фирмы "Дойче Граммофон", красавица смотрит с афиш, плакатов, журналов и компакт-дисков (вышел ее диск с Венскими филармониками). Пресса демонстрирует могущество маркетинга и продюсирования: "голос столетия" вводят в контекст Каллас, трех теноров и футбольных звезд.
К счастью, ажиотаж не мешает Нетребко быть дивной певицей, не став дивой (фраза из интервью: "Я - не дива"). Ее выступления в гала-концерте (с тенором Рамоном Варгасом) и "Травиате" - фестивальные бриллианты. Энергетика, музыкальность (фразировка, нюансы, пиано), воля и артистизм творили миф о женщине, обратив обоих Жермонов в неких мужских манекенов.
Нетребко и Решман, Груберова и Гулегина, Казарова (вокальный вечер) и Флеминг (юбилейный концерт Заваллиша) утверждали на фестивале женственность оперы - власть чувства, которую так тонко ценит Мюнхен.