После булгаковских "Роковых яиц" у Сергея Ломкина долго были одни документальные фильмы, названия которых говорят сами за себя: "Человек Духовный", "Чин над одержимыми нечистыми духами", "Святая блаженная Ксения", "Канон за болящего", "Душеполезные наставления"...
Очевидно, что упорные духовные поиски не могли не отразиться на его новом игровом фильме по мотивам пьесы Александра Вампилова "Прощание в июне", представляющем собой "душеполезные наставления" для молодежи. В аннотации к картине это подтверждено ссылкой на эпиграф к "Капитанской дочке" - "Береги честь смолоду".
Ломкин взял на себя нелегкую миссию: не так-то просто заставить сегодняшних молодых выслушать какие бы то ни было наставления. Тем более в старомодном духе.
Николай - талантливый выпускник университета - развивает важную для общества область науки. Но на его пути встает любовь к Тане. Любовь взаимна, а вот папа Тани не считает милого Колю, который по молодости и резвости характера попал в милицию, достойной партией: на примете некий молодой американец Юджин ("Так это же Женька Самохвалов, он когда-то моей Светке нос разбил", - простодушно восклицает секретарша ректора, немало его смутив), который из-за океана привез вожделенный спонсорский грант. Все бы ничего, если бы папа не был ректором того самого университета. Ректор-ретроград, он же отец-тиран (Юрий Соломин), начинает чинить препятствия любви и карьере Николая и ставит его перед выбором: диплом или Таня. И тут-то наш молодец ослабел: выбрал диплом. Девушка, погоревав недолго, его скоропостижно простила, и все кончилось хорошо.
Конфликт хорошего с лучшим вокруг вопроса "А если это любовь?" развивается в стерильной студенческой среде, наверное, еще памятной бабушкам и дедушкам нынешних тинейджеров. Похоже, именно они, а не их внучата - и есть целевая аудитория фильма. Совсем плохих нет, папа-ректор, конечно же, в душе сугубо положительный, споткнулся и сам устыдился своего недостойного поведения; Колин друг-карьерист, пытавшийся занять его место в науке, тоже как-то засмущался; была надежда на американца Юджина, но и тот оказался проницательным и честным и грант вручил по справедливости Николаю; завелся было в сюжете один сомнительный тип (Александр Пашутин), и тот диплом спас и вместе со студентами радовался их празднику. Молодежь дружная, общительная, не пьет, не курит, ну а насчет травки и секса - вообще ни-ни. Коля с Таней лишь за руки держались всю ночь, которую она у него в комнате провела.
Чтобы мы не сомневались, что дело происходит сегодня и сейчас, на выпускном вечере красуется плакат: "Выпуск-2000".
Ну что же, в конце концов есть "бумеры" и "антикиллеры", есть безжалостные "братья" и "сестры", а где-то, по Ломкину, все еще есть девочка с косичками в платьице белом и студент-мечтатель в клетчатой рубашке и на велосипеде.
Возможно, в простодушной наивности "Прощания в июне" и заключено что-то, нами, прожженными циниками, забытое, и его душеполезные наставления все же кому-то нужны?