Конкурс на Венецианском биеннале традиционно сильный. Правда, картин, за которые еще до показа "зуб давали", как это было с "Догвилем" Ларса фон Триера, здесь нет. Есть любитель всех и всяческих фестивалей, победитель последнего Берлинского фестиваля Майкл Уинтерботтом, есть очень крепкий и традиционный израильтянин Амос Гитаи, есть взлетевший к пику популярности Такеши Китано, который, как обычно, исполнит и главную роль в новом фильме. Имена Марка Белоккьо, Мануэля ди Оливейры, Маргарете фон Тротта украсят любой список конкурсантов любого, даже самого престижного, фестиваля. Появился и недавний возмутитель спокойствия француз Брюно Дюмон, отчасти "благодаря" которому Каннский фестиваль-99 был объявлен плевком в лицо мировому кинематографу. Дюмон представил тогда в конкурс, в котором участвовала вся мировая киноэлита, очень странный, нежно-мизантропический фильм "Человечность" с непрофессиональными актерами. Непрофессионалы получили призы за лучшие мужскую и женскую роль, а сам Дюмон - Гран-при, отхватив тогда свиста и улюлюканья, наверное, на всю жизнь вперед.
Однако самое интересное ждет участников биеннале за пределами конкурса. На венецианский остров Лидо уже собираются Вуди Аллен, Джим Джармуш (молчавший несколько лет после "Пса-призрака"), братья Коэны, Бернардо Бертолуччи, Ридли Скотт, Роберт Родригес... Разумеется, все с новыми картинами. Известно также, что дали согласие посетить фестиваль Николь Кидман, Николас Кейдж, Катрин Денев, Изабелла Росселлини и многие другие. Неизвестно, преодолеет ли страх перед самолетами Ларс фон Триер, но говорят, что, недовольный приемом в Каннах, он не преминет заглянуть к конкурентам. Также говорят, что постарается избежать встречи с ним Николь Кидман, сыгравшая лучшую свою на сегодняшний день роль - в триеровском "Догвиле". Несмотря на то что там же, в Каннах, в присутствии сотен журналистов она публично дала согласие сыграть и в двух остальных фильмах Триера из трилогии, посвященной Америке, Кидман свое обещание не сдержала. Съемки следующей части трилогии должны начаться уже поздней осенью, а график Николь расписан почти на полтора года вперед. Очевидно, ее эмоциональное "да" в ответ на требование Триера прямо здесь и сейчас согласиться на работу с ним, были красивым, но, как выяснилось, ни к чему не обязывающим жестом. Возможно, в следующей триеровской ленте главную роль будет играть Эмили Уотсон, блистательная английская актриса, сыгравшая главную роль в "Рассекая волны" и поначалу даже утвержденная на главную роль в "Догвиле".
Приятной для нас стала новость о том, что в конкурс взяли российскую картину. По словам Ханса Шлегеля, отборщика российского кино на Венецианском фестивале, фильм 39-летнего режиссера-дебютанта Андрея Звягинцева "Возвращение" - довольно странная картина о странных отношениях двух почти взрослых сыновей с непонятно откуда свалившимся на их головы отцом, знакомым им только по фотографиям. Неожиданной раскрутке этой картины позавидует и более маститый режиссер. Как оно бывает в жизни - то густо, то пусто. Фильм в одночасье пригласили в конкурс сразу четыре престижных кинофестиваля - Венеция, Локарно, Торонто, Монреаль. Ничего удивительного, что продюсер Дмитрий Лесневский (кстати, тоже дебютант в кино) выбрал Венецию. Если даже "Возвращению" не суждено ничего получить, то само присутствие в конкурсе юбилейного Венецианского кинофестиваля - хорошая визитная карточка и великолепное подспорье для отношений с прокатными фирмами. Вообще у Шлегеля, отборщика российского кино, рука легкая. Не успел он начать работу на Венецию, как выяснилось, что и наше кино на Лидо может оказаться куда как к месту, и первым же доказательством тому стал Гран-при "Дому дураков" Андрея Кончаловского.
В одной из внеконкурсных программ покажут фильм Алексея Германа-младшего "Последний поезд". Фильм снят в стилистике Германа-старшего, что неудивительно. Молодой режиссер берется за военную тему, рассматривая ее на свой лад и приходя к выводу, что все солдаты на войне - неизлечимо больные люди.
В этом году крупные фестивали слегка сдали свои позиции: Берлин с его невнятной программой разочаровал, Канны добили. Венеция, судя по всему, готова стать флагманом мирового фестивального движения. По крайней мере в нынешнем году. А там посмотрим.