Сразу за парижским музеем Орсе начинается галерейный квадрат, отведенный антикварам всех мастей. Здесь среди признанных и прочно обосновавшихся маршанов вот уже несколько лет работает, например, "Петрушка", выставляющий произведения представителей русских авангардных течений начала прошлого века. А наискосок от угрюмого здания Института восточных языков, где среди прочих изучают и русский, в галерее с малоговорящей вывеской "alb" в разгар прямо-таки тропической летней жары случилась экспозиция, словно специально заброшенная из северных широт.
Речь идет о выставке-продаже собрания русского модерна из подмосковного Абрамцева и села Талашкино, что под Смоленском. Коллекция приехала не из России, но кропотливо собиралась французским галеристом, специалистом по ар нуво Антуаном Брокардо.
Нельзя сказать, что имение Мамонтовых хорошо известно парижской публике, об усадьбе в Талашкине здесь знают еще меньше. Вместе с тем его владелица, она же основательница талашкинского кружка, княгиня Тенишева после революции 1917 года эмигрировала в Париж, где и умерла в 1928 году. Ее наследство досталось шоферу такси русского происхождения. Дочь последнего хранила коллекцию до начала девяностых годов прошлого века и в конце концов продала ее. Галерейщик Антуан Брокардо оказался счастливым владельцем фонда Тенишевой, собранного в Талашкине.
Напомним, что в имении княгини в разные годы жили и творили Врубель, Рерих, Малютин. Меценат Мария Константиновна Тенишева финансировала журнал "Мир искусства", открыла в Петербурге живописную студию, которую возглавлял Репин. Она всерьез увлекалась эмалевым искусством и инкрустацией. Одно ее блюдо приобрел музей Люксембургского дворца.
Еще после событий 1905 года Тенишева вывезла часть своей коллекции из усадьбы и оставила ее во Франции. Возвращаясь на родину, она уговорила Николая Рериха, находящегося в то время за границей, ехать с ней. В Талашкине художник расписывал церковь, занимался в мастерских. Раритетный экземпляр 1906 года издательства "Содружество" Санкт-Петербурга - "Воспоминания о путешествии в Талашкино", оставленные Николаем Рерихом, помимо исторической имеет большую практическую ценность. Художник задокументировал в снимках и аннотациях к ним предметы, изготовленные разными мастерами в период его пребывания в вышеупомянутой усадьбе. Среди сонма вещиц есть и те, что хранятся сейчас у Брокардо.
Два небольших зала галереи "alb" заняты резной мебелью и всяческими поделками из дерева - от разнообразных полочек и подвесных шкафчиков до шкатулок, детских игрушек и фотографических рамок. "Помимо фонда Тенишевой я много покупал на аукционах и распродажах. Возникло естественное желание объединить все это в одной экспозиции", - говорит Брокардо.
Провенанс значительной части его коллекции до сих пор остается загадкой. Но хозяин, ссылаясь на отчеты Всемирной выставки 1900 года, на которой демонстрировались произведения мастеров из Абрамцева, имевшие колоссальный успех, не исключает, что после восторженного приема заказы могли посыпаться со стороны французских любителей северной экзотики. Таким образом, часть предметов, возможно, пересекла границу еще до пресловутых революционных событий.
"Сейчас интерес к вещам такого рода - удел космополитической интеллектуальной элиты, - констатирует Антуан Брокардо. - Видите эти этажерки? Они были сделаны в нескольких экземплярах каждая. Их "двойники" украшали стены дома Васнецова и дачи Чехова. Как вы думаете, для кого это важно? Музеи - еще один потенциальный покупатель. Парижский музей Орсе, например, несколько лет назад приобрел два стула, изготовленных по рисункам Зиновьева в Талашкине. В моей коллекции есть полный набор его стульев".
Керамический ковш Врубеля и его же деревянная рама для фото - самые дорогостоящие "безделушки" экспозиции. По соседству висят занимательные шкафчики Елены Поленовой, украшенные тонкой вязью языка древних зодчих. Диковинные лесные звери и рельефно очерченные на сервантах и комодах фантастические персонажи, необычные запоры, неожиданные задвижки и скользящие двери. Судя по всему, Антуану Брокардо удалось собрать наиболее интересную французскую коллекцию деревянных изделий, сработанных мастерами, чьи имена записаны в "красной" книге русского искусства.
Париж