Франце Михелич прожил длинную жизнь. Родившись, когда Словения еще была частью Австро-Венгерской империи, он умер в 1998 году, после того как его родина обрела независимость. Вскоре после окончания Академии искусств и народных ремесел в Загребе он стал работать учителем рисования в небольшом городке Птуй. Пребывание в этом городе, хотя и было весьма непродолжительным, тем не менее оказало огромное влияние на молодого художника, во многом определив характер его творчества на протяжении всей последующей жизни. Именно здесь он соприкоснулся с подлинной культурой Балкан, с древними народными обычаями. Наиболее сильное впечатление на Михелича произвел весенний масленичный обряд, присутствующий в культуре всех славянских народов. В окрестностях Птуя этот обряд был особенно ярким и запоминающимся. Основным его персонажем был отсутствующий в других областях Словении курент - мифологическое существо, которое согласно древним верованиям прогоняет зиму и приносит весну.
С началом Второй мировой войны Михелич покинул Птуй, однако образ курента остался одним из центральных в его творчестве. Постепенно он превратился в универсальный демонический лик, воплотивший в себе все мистическое, потустороннее, и определивший тематику большинства работ художника. На выставке в Третьяковке представлено около тридцати картин Михелича, отражающих сравнительно небольшой отрезок его творчества - с конца 1960-х по начало 1980-х годов. Именно в этот наиболее активный в творческом отношении период в его работах окончательно восторжествовал мрачный трагический дух, а мистическая тематика вытеснила все остальные сюжеты. Надо, впрочем, добавить, что, несмотря на столь специфическую тематику его творчества, Михелич был признан властями социалистической Югославии и в 1965 году даже стал членом Люблянской академии.
Работы Михелича, большинство которых выполнено в сумрачной серо-коричневой гамме, - это особый фантастический мир, населенный образами древней балканской культуры. Персонажи народных празднеств, увиденные молодым художником в Птуе, в поздних работах трансформировались в мрачные фантастические существа. Деревенские музыканты преобразились в монстров с безжизненными масками вместо лиц, которые иногда срастаются со своими инструментами, превращаясь в фантастических существ, парящих над безлюдными деревнями. Один из любимых образов Михелича - ворота, которые на его полотнах становятся мистическими вратами, словно открывающими зрителю потусторонний мир. Главный персонаж многих работ художника - время, безжалостно поглощающее все живое. Тема бренности жизни наиболее полно воплотилась в сюжете апокалипсиса, к которому Михелич обращался много раз. С апокалипсисом связана и одна из наиболее сильных работ на выставке - "Летопись". На кроваво-красном фоне изображено жутковатое демоническое существо - курент, завершающее последнюю страницу в летописи истории человечества.
Попав на эту выставку, понимаешь, насколько мало мы еще знаем об искусстве ХХ века. Совершенно очевидно, что невозможно составить правильное представление об искусстве ушедшего столетия, не зная таких художников, как Михелич, а также многих других, которых нам еще предстоит открыть.