На фестивале мы увидим несколько очень радикальных проектов.
Грядущий парад иностранных балетных компаний под названием "Гран па" позиционирует себя как "официальный ежегодный городской фестиваль балета". С одной стороны, смотр удачно дополнит регулярно функционирующий в городе международный фестиваль современного танца. С другой стороны, хотя мы и держава классического танца, последнему не будет отдаваться особого предпочтения. И никакому другому пластическому "изму" - тоже. Организаторы, среди которых Большой театр и правительство Москвы, говорят о творческом объединении разных направлений. "Гран па" обещает художественный плюрализм с качеством: будут приглашаться как звезды мировой хореографии, так и лучшие танцовщики отовсюду. Недавние премьеры, вплоть до рискованных и радикальных проектов, будут подкрепляться проверенными временем спектаклями, многие из которых вошли в список классики - только не девятнадцатого, а двадцатого века. По идее, свое получат все - и балетоманы-традиционалисты, которым, кроме арабеска и тридцати двух фуэте, ничего не надо, и те, кто не прочь поучаствовать в различного рода театральных экспериментах, поставленных хореографом над зрителями.
С 26 августа в течение четырех дней фестиваль пройдет на трех столичных сценах: в Большом театре, РАМТе и Малом театре. Афиша внушает доверие: в ней представлены известные европейские компании. Начало положит французская труппа Анжлена Прельжокажа - одного из лучших хореографов современности, чьи постановки в честь балетов дягилевских "Русских сезонов", а также урбанистскую версию "Ромео и Джульетты" в Москве уже видели. Теперь увидим и последние работы - провокационный дуэт "Благовещение" (ангел в черном вовсе не платонически танцует с Девой Марией), версию "Весны Священной" под Стравинского, где славянское язычество обернуто во французскую пикантность. Труппа современного танца "Киббуц" приедет со спектаклем "Screen saver". Это нюансы вечных отношений "мужчина-женщина" на фоне патриотических метафор из истории и религии Израиля. Одна из старейших британских танцевальных компаний, "Рамбер данс", преподнесет постановки Кристофера Брюса и Ханса ван Манена - от неоклассических "Мимолетностей" на музыку Прокофьева, в которых воплотился иронический дух современной Европы, до "Танцев призраков", балета о вселенской дилемме "жизнь-смерть", построенного на южноамериканских индейских ритуалах с шаманскими масками. А завершится все гала-концертом в Большом театре с участием российских звезд и гостей фестиваля из Франции, Великобритании, Израиля и США.
Праздник балета обещают сделать перманентным, суля в будущем привезти в Москву Американский театр балета, Нидерландский театр танца с программой спектаклей Иржи Килиана, Франкфуртский балет и Танцевальный театр Гарлема. В дальнейшем обещана совсем уж экспериментальная фестивальная программа, в рамках которой молодые и эстетически нахальные коллективы будут проверять крепость нервов московских зрителей. Говорят, что фестиваль уже профинансирован на три года вперед. Вот и отлично. Придется питерским балетоманам зачастить в Москву.