Редкий кинофестиваль обходится сейчас без модного корейского режиссера Ким Ки-Дука.
Фото Reuters
Карловарский кинофестиваль идет сразу после Московского. Неизбежно их приходится сравнивать, поскольку находятся они в одной весовой категории ("А") и занимают примерно одну и ту же (восточноевропейскую) нишу в мировом фестивальном кинопространстве. Фестивали традиционно дружески и в то же самое время ревниво оглядываются друг на друга, пройдя многолетнюю общую историю. Карловарский МКФ освоился в новой жизни быстрее (в этом году он проводился в 38-й раз, в постсоветские времена немедленно став ежегодным) и чувствует себя гораздо увереннее.
Фестиваль в Карловых Варах отличается от фестиваля в Москве в первую очередь наличием конкурса документального кино. Сразу скажем, что наше документальное кино там было замечено и отмечено - "Портрет" Сергея Лозницы получил специальное упоминание жюри.
Этим успехи нашего кино в Карловых Варах отнюдь не исчерпываются. "Коктебель" разделил в Карловых Варах с польским "Эди" приз Филипа Морриса (в программе "Восток Запада" Россию представляли также "Кавказская рулетка" Федора Попова, "С любовью, Лиля" Ларисы Садиловой, "Шик" Бахтиера Худойназарова, "Трио" Александра Прошкина, "Змей" Алексея Мурадова, а также несколько короткометражек). "Бабуся" - "божий одуванчик" Лидии Бобровой, в Сочи уступившая пальму первенства "Старухам"-матерщинницам Геннадия Сидорова, совершенно покорила западную публику и взяла Специальный приз жюри (второй по значению приз Карловарского МКФ, а также призы Экуменического жюри и Международной федерации киноорганизаций). На чешской премьере "Бабуси" зал рыдал. Если продолжать сравнивать Москву с Карловыми Варами, обнаружим массу сходства. У нас побеждает испано-итальянский фильм, у них - итальянский - "Окно напротив" Ферзана Озпетека, который получает также приз за лучшую режиссуру. У нас непременный Иран - у них непременный Иран ("Рай находится где-то в другом месте" Абдулрасула Голбона). У нас экзотическая Колумбия - у них, экзотические Филиппины ("Магнифико" Марио Делоса Рейеса). Море слез и сентиментальность без границ. Хороший мальчик типа Алеши Птицына стругает гробик бабушке и совершает много правильных поступков. Потом попадает под машину и ложится вместо бабушки в тот самый, но укороченный вдвое гробик, на стенках которого нарисовано солнышко.
У нас Венгрия про последствия советского тоталитаризма, у них Венгрия - про Холокост ("Песни господина Рожа" Агдора Силагьи, специальное упоминание жюри). У нас модный Сорен Краг-Якобсен, у них модный Ким Ки-дук ("Прибрежная охрана"). Маленький, быстрый, в неизменной кепочке, он выпрыгнул на сцену, чтобы получить специальный приз города Карловы Вары, хотя его патологически-извращенная картина ни на какие открытия явно не претендовала.
Сравнения Москвы и Карловых Вар можно проводить бесконечно, бесконечно можно задаваться вопросом, почему Карловы Вары чувствуют себя стабильно и почему Москву бросает то в жар, то в холод и ей постоянно "ставят на вид" - то жюри (что совсем уж дико), то пресса. Оставим в стороне более выгодную Карловарскую географию и возьмем "лицо" фестивалей - конкурсную программу. Три с половиной шедевра (если они, конечно, есть, что бывает не каждый год), все равно уйдут в Канны или Венецию, остальное - более или менее равномерно распределяется между этими и другими фестивалями. Если Карловым Варам удается получить несколько картин высокого качества, это во многом потому, что фестивальная команда во главе с неутомимой Евой Заораловой имеет возможность работать спокойно в течение всего года. Что бы хотелось увидеть - так это руководство Московского фестиваля, каждый день ровно в полдень приглашающее на маленький дружеский "дринк" всех гостей по очереди, чтобы они смогли найтись и увидеться на большом фестивале, как это делается в Карловых Варах.
Карловы Вары-Москва