Неизвестно, кто станет новым хозяином здания на Арбате, 35, но, похоже, Дому актера пора искать новое пристанище.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Все говорит, что основные сражения за дом на Арбате впереди. В телефонном разговоре с корреспондентом "НГ" Михаил Швыдкой сказал, что "больше никакого участия в этом принимать не будет", что он отказывается от своего предложения, по которому здание перешло бы в собственность Министерства культуры и часть помещений - к министерству (а часть осталась бы за Домом актера). Почему бы, сказал Михаил Швыдкой, не поселить было в здании Дома актера ансамбль "Березка", ныне - бездомный? И уверил корреспондента "НГ" в том, что в министерстве не было и в помине планов переехать на Арбат (напомним, когда-то здание занимало Министерство культуры СССР, и актеров-погорельцев сюда пригласил последний министр культуры СССР Николай Губенко).
Вполне возможно, что таких планов у министра культуры не было. Но в частных разговорах сотрудники Минкульта, особенно в последнее время, открыто говорили, что в бывшем здании союзного Министерства культуры на Арбате им было бы, например, сподручнее принимать высокоинтеллигентных посетителей (напомним, ныне Минкульт проживает в безликой коробке в Китайгородском проезде). Да и сам министр не раз жаловался на неважные жилищные условия своего ведомства.
Нынешний этап борьбы начался около двух недель назад. Министр культуры сам приехал в Дом актера и сказал, что Дома актера на Арбате все равно не будет. Во-первых, здание находится в инвестиционно привлекательном месте, во-вторых, прозрачно намекнул министр, внутри дома накопилось немало проблем. После чего последовало предложение покровительства в обмен на площади и смену собственника - Министерство культуры готово им стать. Выслушав отказ, министр уехал. А через несколько дней сказал между прочим, что здание Дома актера Минимущество вполне может выставить на торги. Такое решение, по мнению Михаила Швыдкого, могут принять в связи с тем, что в Доме актера сегодня проживает немало разнообразных коммерческих организаций - от винно-водочных до юридических фирм.
За прошедшее время обе стороны имели возможность объясниться на Старой площади: в администрации президента побывали и министр культуры Михаил Швыдкой, и директор Дома актера имени Яблочкиной Маргарита Эскина.
По словам министра культуры, здание на Арбате давно уже не принадлежит Дому актера: в свое время Дом актера имени Яблочкиной "цивилизованно разошелся" с Союзом театральных деятелей России и с тех пор здание Дома актера принадлежит "некой региональной организации помощи театральным деятелям под названием Дом актера имени Яблочкиной". У Минимущества, утверждает Михаил Швыдкой, имеется информация о "некорректном использовании" средств, которые Дом актера получает от сдачи помещений другим организациям, причем вопросы может вызвать и то, что 70% организаций, как сказал нам министр, к культуре не имеют отношения. "На мой вопрос, сколько денег нужно для нормальной работы Дома актера, Маргарита Александровна назвала сумму примерно в 200 тысяч рублей в месяц. Эта сумма - несопоставимая с теми, которые можно получать с аренды в этом доме", - говорит Михаил Швыдкой.
В свою очередь, Маргарита Эскина не скрывает, что в Доме актера снимают площадь не только театральные коллективы и других денег на деятельность Дома актера у нее нет. Все это, по ее словам, закреплено в договоре, по которому здание на Арбате, 35 было сдано в аренду Центральному Дому актера имени Яблочкиной сроком на 49 лет. Михаил Швыдкой, говорит Маргарита Александровна, почему-то не упоминает о том, что в Доме актера сидят три министерских отдела: один платит по 50 долларов за кв. метр в год, другой - 120 долларов за метр в год, а третий - министерский архив - не платит вообще.
Комментируя ситуацию по нашей просьбе, начальник отдела по связям с общественностью Минимущества Александр Паршуков заметил, что зданием на Арбате актеры пользуются как творческая организация на льготных условиях и потому никакой субаренды там быть не должно. Либо руководство Дома актера прекратит получать "неправильные доходы", либо, по словам чиновника Минимущества, его ожидает тот самый путь, о котором сказал министр культуры.
Странная история. Вряд ли министр всерьез подумывает о том, что в Доме актера можно поселить ансамбль "Березка", тем более реставрационные мастерские имени Грабаря или Музей декоративно-прикладного искусства (эти "бездомные" организации тоже фигурировали в уже вышедших по данной тематике интервью). Может быть, угроза исходит вообще с другой стороны, а Министерство культуры просто использовали в этой истории как пробный камень? Если так, то вариантов действительно немного. Можно попросить Михаила Швыдкого сменить гнев на милость и все-таки вернуться на Арбат (в заявлении министерской пресс-службы не исключают возможности возвращения к "этому вопросу"). Иными словами - просить Министерство культуры стать "крышей" для Дома актера, которая избавит от посягательств других коммерческих структур и уже проанонсированных нападок Минимущества.
Можно самостоятельно искать инвестора, который не погнушается делить с Домом актера общую крышу. В Министерстве культуры даже назвали возможных "покупателей" - РАО "ЕЭС" или "ЛУКОЙЛ".
Заметим еще, что нынешняя история - вторая за этот год, задевающая интересы Дома актера. В марте, когда открывался Культурный центр СТД на Страстном бульваре, в газетах стали выходить статьи, радостно сообщавшие о долгожданном открытии в Москве Дома актера. Руководству СТД пришлось потом публично объясняться, и "Дом актера на Страстном" спешно переименовали в Культурный центр СТД.
Ныне этот Культурный центр столкнулся с серьезными проблемами: коммерческие площади, за счет которых должна была вестись творческая работа, ни в малой степени Культурному центру не принадлежат. Дотаций, которыми живут театры и музеи, у центра нет. И сюжет с убийством Олега Лернера, директора Центра имени Мейерхольда и одновременно директора строительства Культурного центра СТД на Страстном тут вспоминается, как говорится, кстати.