Многие лица и имена здесь уже примелькались: Лунгин (ему организовали ретроспективу), Сокуров, Каневский и Пичул. Завершатся кинопросмотры хорошо забытым старым. В начале двадцатых годов прошлого века сразу за парижской окружной дорогой в дешевом пригороде Монтрей открылась киностудия "Альбатрос", выпускавшая немую черно-белую продукцию. Актеры, режиссеры и прочие их собратья по цеху происходили в основном из среды русских эмигрантов. Мозжухин, Лисенко, Волков, Туржанский, Топорко - лишь часть имен длинного списка.
Своеобразный русский триптих завершает экспозиция "Русские. Художники из Санкт-Петербурга в Париже в начале ХХ века". Имена тут теперь уже известные, и не только специалистам, а вот произведения - еще не виданные. Все 140 экспонатов поступили из частных собраний любителей русской истории, проживающих во Франции, Испании, Англии, и, говорят, приехали даже из России. Пожалуй, впервые в Париже проходит такая представительная выставка русских художников, не разбавленная ни одной музейной работой.
У выставки три акцента: Мир искусства, авангард и макеты декораций и костюмов для русских спектаклей на Западе. Заголовок экспозиции не полностью отвечает реальности. Не все авторы были петербуржцами. Михаил Ларионов, например, или Наталья Гончарова, или поэт Николай Гумилев. "Центральное название выставки - "Русские", - говорит научный сотрудник и организатор акции Каролин Круменакер, - но поскольку год этот юбилейный для Петербурга, акцентируются именно его авторы. Так или иначе, все представленные мастера учились или выставлялись в городе на Неве". Как, впрочем, и парижский период для одних ознаменовался принятием французского подданства. Иные художники провели здесь всего несколько месяцев, но и мгновений им хватило, чтобы насытиться творческой атмосферой, что царила в Париже. Зарисовки бульваров и площадей, исполненные Коровиным, Тарховым, Серебряковым и Фальком, зафиксировали поэтическую суету или глухое одиночество в Париже двадцатых годов. Провинциальные романтические пейзажи оставили после себя Васильева и Баранов-Россинэ. Филипп Малявин навсегда покинул родину в 1922 году, что не мешало ему в эмиграции создавать удивительные образы деревенских женщин. Иван Билибин в изгнании продолжал традиции русского фольклора, иллюстрируя народные сказки. Истоки тех триумфов, что сопровождали выступления русских артистов за рубежом, прослеживаются и в многочисленных эскизах к костюмам и декорациям Бенуа, Бакста и Ларионова для антреприз Сергея Дягилева.
Париж