Члены Букеровского жюри Яков Гордин (председатель) и Николай Петров в объятиях прессы.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В среду на пресс-конференции в зале "Ярославль" отеля "Балчуг-Кемпински" жюри премии "Букер - Открытая Россия" оглашало список произведений, "допущенных к участию в конкурсе на получение премии 2003 года за лучший роман на русском языке". Скандалов вроде прошлогоднего выхода в финал романа Владимира Сорокина "Лед" в текущем сезоне, похоже, не предвидится.
Для начала литературный секретарь премии Игорь Шайтанов напомнил, что в этом году Букер присуждается в России в 12-й раз, что с прошлого года спонсор премии (общественная организация "Открытая Россия", учрежденная акционерами ЮКОСа и группой частных лиц) входит в ее название, и сообщил, что прежний председатель Букеровского комитета с британской стороны Гилберт Докторов подал в отставку, сославшись на занятость в бизнесе, и замену ему надеются найти в течение года - по традиции им должен стать британец. В этом году повысились премиальные "ставки" - лауреат получит 15 000 долларов США (против прежних 12 500), а остальные финалисты (которых назовут в октябре) - по 1000 долларов. Экономия случилась за счет того, что Букер отказался от института номинаторов (платных). Как и в британском Букере, номинации исходят теперь от издателей и (отечественное изобретение) - библиотек и вузов. В этот раз в процессе выдвижения номинантов приняли участие 15 издательств, 8 журналов, 8 университетов и 4 библиотеки.
Далее своими впечатлениями о работе с коллегами по жюри поделился его председатель, прозаик, исследователь русской истории и соредактор питерского журнала "Звезда" Яков Гордин: "Надеюсь, у нас не будет пагубного единомыслия - и это хорошо". Сам список, по мнению Гордина, "очевидно, не самый сильный из всех, что бывали", хотя и радует "приятно-необычным жанровым разнообразием - от дамского романа до триллера, от детектива до бытовой прозы, утопии и антиутопии".
Из 40 выдвинутых произведений жюри "допустило" 31. Девять выпали - по словам Гордина, "в меньшей степени по формальным причинам, в большей - по сущностным". Открывается лонг-лист "Едоками картофеля" Дмитрия Бавильского, заканчивается - "Казарозой" Леонида Юзефовича, а между "б" и "ю" - Дмитрий Быков с "Орфографией" (шорт-лист премии "Национальный бестселлер"), Юрий Буйда ("ое животное" - да, так, не ищите опечатку!), Андрей Волос ("Маскавская Мекка"), Андрей Геласимов ("Год обмана"), Рубен Давид Гонсалес ("Белое на черном"), Николай Дежнев ("Игра в слова"), Михаил Левитин ("Стерва"), Дмитрий Липскеров ("Русское стаккато - британской матери"), Ольга Новикова ("Мужское-женское, или Третий роман"), Роман Сенчин ("Нубук"), Владимир Шаров ("Воскрешение Лазаря"), Галина Щербакова ("Ангел мертвого озера") и другие (подробный комментарий к списку читайте в приложении "НГ-Ex libris" в ближайший четверг).
По очереди свои слова сказали члены жюри. Пианисту Николаю Петрову хочется, чтобы все представляемое на суд любых жюри, премий и конкурсов было по крайней мере увлекательно. "Я очень люблю кино, но иногда поставишь кассету с фильмом, который получил какую-нибудь престижную премию, - и сразу выключаешь!" А посему его критерий выбора - "чтобы средний, в меру культурный человек мог прочитать книгу без скуки".
Литературный критик Ирина Роднянская настаивала на том, что нашла в жюри единомышленников, "людей, извините, одного круга". Теле-, радио- и просто критик Николай Александров еще раз упомянул о том, что перипетии внутренних обсуждений-разногласий жюри на публику не выносит. А поэт Максим Амелин в ответ на банальный вопрос журналиста о "смерти романа" продекларировал: "Роман жил, жив и будет жить. И в мировой, и в русской литературе".
Еще на пресс-конференции было объявлено, что образованный в 2002 году фонд "Русский Букер" в этом году начал формирование Попечительского совета. Его председателем, добавив к своим многочисленным постам еще один, стал заместитель председателя правления РОО "Открытая Россия" Леонид Невзлин, которого в июне выбрали ректором РГГУ, и потому в "Балчуге" он отсутствовал - вручал студентам дипломы.