Коллектив Большого театра, кажется, уже осатанел от гуляющих в народе слухов. В театральных и околотеатральных кругах кипят страсти по поводу перемен в габтовском руководстве. Поскольку каждый меломан, балетоман, а также певец или танцовщик "точно знают", каким должен быть идеальный список управленцев Большого театра, версии множатся, как грибы после дождя.
Разговоры о Валерии Гергиеве, чье имя давно муссируется в качестве возможного главаря Большого театра, плавно перешли в новый сезон из прошлых лет. Большому приписывали уход музыкального руководителя Александра Ведерникова и приход на его место дирижера Александра Лазарева. Директора Анатолия Иксанова дружно отправляли на повышение в Министерство культуры аж на должность министра. А на его место... Впрочем, хватит. Иксанов, замученный бесконечными вопросами журналистов "а правда, что...", решил, что лучший способ борьбы со сплетнями - официальная информация.
По сообщению дирекции Большого, все вышеперечисленное - вранье. И вообще изменение в театральном руководстве грядет только одно. Должность художественного руководителя балета займет 35-летний Алексей Ратманский, солист Датского королевского балета и быстро набирающий известность хореограф. Он заменит ныне действующего худрука Бориса Акимова.
Анатолий Иксанов уточнил, что замена Акимова Ратманским задумана по логике естественной эволюции: "логика художественной жизни требует ротации" руководящих творчеством кадров. Важно и то, что Ратманский признан "главной надеждой" отечественного балета как постановщик, а значит, есть возможность возродить традицию - "во главе балета Большого всегда стоял хореограф". В этом смысле грядущий худрук особенно подходит, потому что он "имеет новый взгляд на современную хореографию, базирующийся на классическом танце".
Переход власти от Акимова к Ратманскому - первая за последние 15 лет по-настоящему цивилизованная и мирная смена руководства Большого балета. Многолетний главный балетмейстер Юрий Григорович ушел из театра с громадным скандалом, при расколе и забастовке балетной труппы. Его преемники, числившиеся уже худруками (должность главного балетмейстера после Григоровича в Большом упразднена), - Александр Богатырев, Вячеслав Гордеев, Алексей Фадеечев. Гордееву не продлили договор после громкого провала его балета "Последнее танго в Париже", публичного выяснения отношений с прессой и закулисного конфликта с Владимиром Васильевым. Фадеечева вообще уволили до окончания контракта, потому что он не сработался с другим бывшим директором - Геннадием Рождественским.
Борис Акимов остается в должности еще на полгода, а потом продолжит работу как балетный педагог ГАБТа и худрук Московской Академии хореографии. Ратманский начнет отрабатывать контракт на три с половиной года с первого января 2004 г. Огласить руководящее кредо (что, кто, когда) новый глава балета намерен в сентябре. Но известно, что карьеру танцовщика он прекращает, ставить будет по одному спектаклю в год, любит советский "драмбалет" 30-50-х - опусы Лавровского, Лопухова и Вайнонена, намерен внедрять в театр практику мастер-классов западных педагогов и уже составил список практикующих хореографов из многих стран, которых пригласят на постановку в ГАБТ. Кроме того, Ратманский не жалует нынешний уровень производственной дисциплины, когда солисты запросто и без последствий могут отказываться от участия в спектаклях.