В 2001 году показалось, что важнейшим из искусств для нас снова является кино. В этом нас убеждали и президент ММК Никита Михалков, и президент РФ Владимир Путин, который - во всяком случае внешне - поддерживал пафос Михалкова относительно нового содержания Московского международного и его исторического значения. "Мы стоим на пороге возрождения нашего кинематографа", - говорил тогда президент ММКФ Никита Михалков. Порукой его словам был подписанный накануне закрытия кинофестиваля указ о ежегодном статусе ММКФ, предусматривающий место для московского кинофорума при формировании проекта федерального бюджета на следующий.
Тогда, в 2001 году, президент лично зачитывал свое приветствие Московскому международному. И могло даже показаться, что среди президентских забот фестиваль этот занимает место где-то между ежегодным Посланием Федеральному собранию и ежегодным же новогодним обращением к гражданам России, приближаясь по значимости к первому.
Но даже больше, чем лично зачитанное приветствие, значило посещение Путиным дачи Михалкова на Николиной Горе. Миллионы телезрителей могли видеть, как президент РФ запросто чаевничает и отмахивается от комаров на лужайке у михалковской дачи. С одной стороны Джек Николсон, с другой - Никита (Пета Уилсон). И братья Михалковы в роли радушных хозяев. Это дорогого стоило.
Однако в 2002 году приветствие президента фестивалю зачитывал уже Михалков. Но зато премьер-министр Касьянов был тогда назначен председателем фестивального оргкомитета. Что тоже неплохо, но все-таки по сравнению с предыдущим годом - шаг назад. И, как представляется, не случайный.
В регламенте нынешнего фестиваля, опубликованном на официальном сайте ММКФ, нет даже упоминания о каком-либо оргкомитете и его составе. Среди официальных лиц фестиваля - его президент Михалков, гендиректор - Ренат Давлетьяров, директор программ - Кирилл Разлогов. На церемонию открытия не пришел ни президент, ни премьер-министр. Не пришел даже министр культуры, который предпочел ХХV Московскому международному еще более юбилейную Венецианскую биеннале. А президентское приветствие на сей раз зачитывал Александр Голутва. Михалков же, как будто себе в утешение, говорил о том, что "главное для нас - это кино, это зритель, это Москва". Вероятно, он имел в виду не просто Москву, а ее руководителя, поскольку столичный мэр был едва ли не единственным крупным начальником, почтившим фестивальную церемонию своим присутствием.
Итак, ММКФ утратил обретенное было государственное значение и остался просто киносмотром. Впрочем, тут фестивалю есть чем похвастать: по звездам и даже по интересным ретроспективам все идет по графику. И ежегодный статус удается поддерживать, о чем как о большом достижении говорил год назад премьер-министр Касьянов. Но политическое содержание ушло. И кажется, безвозвратно. Политический пузырь, надутый три года назад, сдулся.
Можно вспомнить еще, как в том же 2001 году Никита Михалков неожиданно для всех придумал вдруг специальную номинацию кинофестиваля - премию Станиславского, которую тут же и вручили Джеку Николсону. Тогда по Москве поползли слухи, будто бы и Николсон согласился приехать в Москву только при условии, что такая награда будет ему вручена. И существование одноименной театральной премии Михалкова тогда не остановило. Похоже на то: Николсон "свое получил", и про кинопремию Станиславского тут же забыли, будто ее и не было. Во всяком случае, Джина Лоллобриджида вполне удовлетворилась выставкой своих позолоченных скульптур.
Нет и надежды на то, что президент вновь осенит своим присутствием посиделки кинознаменитостей на даче у Михалкова. И дело, конечно, не в комарах, сильно мешавших тогда мирному течению party. Просто президент, по-видимому, решил не смешивать приятельские отношения с государственными заботами. Как говорится, дружба - дружбой, а табачок - врозь.Тем более что Никита Михалков в этом году уже имел возможность пообщаться с Владимиром Путиным в домашней обстановке, когда президент в день 90-летия навестил Сергея Михалкова.
Так что квоты или лимиты (если таковые имеются) на встречи с мастерами культуры президент в этом году уже, кажется, выполнил. Кроме Сергея Михалкова, он успел встретиться с сэром Полом Маккартни и трижды - с группами деятелей культуры и искусства: на Совете по культуре и искусству, при вручении Государственных и президентских премий и на "профильном" заседании Госсовета в Эрмитаже.
Нынешний Московский международный фестиваль по стилю больше всего напоминает фестиваль фестивалей, куда свозят все лучшее, что уже "засветилось" на престижных международных смотрах. Так, в Москве не без гордости представляют недавние каннские премьеры. А то, что самое интересное оказывается вне конкурса, немногим отличает ХХV ММФ от прежних, даже лучших фестивалей советских времен - и тогда самое интересное было во внеконкурсной программе. Но это все уже имеет больше отношения не к политической, а к чисто художественной политике фестиваля.
С другой стороны, Московский кинофестиваль оказался в хвосте пышных торжеств, посвященных 300-летию Петербурга, и - то ли по собственной воле, то ли против нее - вынужден посвящать свои премьеры прошедшему празднику. Так, два фильма, которые выдвинула на конкурс Россия, сняты и так или иначе посвящены Петербургу.
Может быть, честнее было бы и вовсе перенести в этом году ММКФ в Санкт-Петербург, как сделала это театральная "Золотая маска"?..